Консалтинг поставили на конвейер
Алексей Федосеев, Татьяна Иванова
Начало в выпусках: #208
Технология сроков и результатов
Но неужели все так печально? Неужто нет такой технологии, по которой было бы возможно выполнить проект в заданные сроки и за конкретную цену, а по завершении его наличествовал бы реальный, имеющий практическое применение результат? И самое главное: можно ли преодолеть влияние пресловутого «человеческого» фактора, как со стороны консультантов, так и со стороны заказчика?
Встречаются два приятеля. Первый жалуется второму:
– Мой кот меня достал. С утра умыкнет на гульки – и до поздней ночи. Ночью
приходит и давай под дверями мяукать, чтобы я его впустил. И мне спать не
дает, и соседям.
– А ты его кастрируй, – говорит второй, – он гулять перестанет.
Встречаются некоторое время спустя.
– Как твой кот? Кастрировал?
– Кастрировал. Не помогло. Он теперь гуляет в качестве консультанта...
С нашей точки зрения, технология, о которой говорилось в первом абзаце этой части, существует; более того, в самом начале статьи она была обозначена.
Гарантировать сроки и стоимость выполнения проекта – это цель любой уважаемой консалтинговой и ИТ-компании, которая дорожит своей репутацией и работает на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим нами разработана собственная уникальная технология реализации консультационно-внедренческих проектов, которая позволяет гарантировать клиентам с точностью до дня сроки реализации проекта и его конечную стоимость с точностью до доллара. Одна из отправных точек данной технологии – принцип конвейера Форда.
РОСТ-технология – так она называется. РОСТ = Результат, Обучение,
Скорость, Технология. Это означает, что по окончании проектных работ
заказчик:
– получает оптимизированную и автоматизированную систему управления
(Результат),
– получает обученный персонал, готовый работать в соответствии с новой
системой управления и в новом программном обеспечении (Обучение),
– начинает применять результаты проекта в сжатые сроки (Скорость),
– перенимает технологию постановки и оптимизации системы управления, что
позволяет заказчику не только поддерживать результаты проекта, но и в
дальнейшем самостоятельно развивать их (Технология).
Каким образом мы можем гарантировать все эти результаты при выполнении проекта? Предлагаем ознакомиться с общими принципами новой технологии.
Знать, куда ударить
В соответствии с новым подходом любой проект по управленческому консалтингу и автоматизации системы управления предприятием разбивается на отдельные последовательные и взаимосвязанные этапы: от диагностики потребностей предприятия до собственно внедрения КИС. Для реализации каждого отдельно взятого этапа компания «Инталев» разработала ряд типовых услуг, имеющих конкретную стоимость, сроки исполнения и результат на выходе.
Речь тут идет об услугах либо в области управленческого консалтинга и бизнес-обучения, либо в части внедрения и настройки программного обеспечения. Из совокупности типовых услуг наши клиенты выбирают только необходимые для него составляющие проекта, тем самым получая индивидуальное решение своей задачи.
Линейка типовых консультационных и программных продуктов, соответствующих определенным этапам проекта, доступна в официальном прайс-листе компании. При этом наши клиенты имеют возможность участвовать в принятии решения о целесообразности того или иного этапа.
Таким образом, мы реализуем комплексный проект по постановке и автоматизации системы управления аналогично методу кирпичной кладки: постепенно, кирпичик за кирпичиком, до возведения полноценного здания.
Благодаря подобной технологии наш клиент точно уверен, что он не покупает кота в мешке. Все чисто и прозрачно. Кроме того, проекты выполняются в сжатые сроки (несколько месяцев), причем результатом работ является функционирование на предприятии современной, эффективной системы управления. Кроме того, его персонал не просто владеет навыками работы на установленном ПО, но и готов в будущем настраивать его в соответствии с развитием бизнеса.
Данная технология применяется на рынке российского консалтинга впервые,
но ее преимущества уже очевидны:
– заранее известны и гарантированы стоимость проекта с точностью до доллара
и сроки его реализации с точностью до дня;
– проект будет выполнен в минимально сжатые сроки за счет использования
отлаженной, единой на всех этапах технологии;
– на каждом этапе клиенты получают реальный, осязаемый и полезный результат;
– итоги каждого этапа логично согласовываются друг с другом;
– результат каждого этапа вырабатывается совместно с командой заказчика и в
силу этого не вызывает отторжения;
– клиенту предоставлена возможность самому принимать решение о
целесообразности того или иного этапа проекта;
– по завершении проекта на предприятии в короткие внедрена и готова к
эксплуатации эффективная система управления.
Когда профессор Капица был в Германии, во время посещения одного завода его попросили осмотреть неожиданно заглохший паровой молот. Профессор походил вокруг молота, что-то постучал, послушал, потом попросил молоток, куда-то стукнул, и молот заработал. Его попросили назвать сумму вознаграждения за консультацию. «10 000 марок», – сказал он. «А почему так много за один удар молотком?» – удивились немцы. «10 марок – за удар молотком и 9990 – за то, что знал, куда ударить», – последовало в ответ.
Предложения без отторжения
Конечно, как и всякая модель, наш подход имеет свои ограничения. Впрочем, точно так же, как и анекдот в эпиграфе статьи про воздушный шарик имеет продолжение.
«Опознанные» консультанты ведут на земле такой разговор:
– Как ты думаешь, кто задал нам этот вопрос?
– Не знаю, мы их в первый раз видели.
– Это бизнесмены!
– Да? А как ты догадался?
– Очень просто: они не представляют, куда летят, и не знают, где находятся!
Чтобы проект на основе «конвейерной» технологии был успешно реализован, предприятие-заказчик должно по своему восприятию или идеологии либо уже быть современным предприятием, либо стремиться к этому. Термин «современности» в рамках данного подхода имеет важное значение, и мы хотели бы остановиться на нем отдельно.
Одной из причин провала многих консалтинговых проектов сегодня является неготовность к ним самих предприятий. Имеется в виду, что их руководство не предполагает концентрированно и на регулярной основе заниматься проектом, нет команды менеджеров, ответственных за реализацию проекта, отсутствует четкая организационная структура. Что особенно важно, нет общих ценностей, объединяющих персонал. Не секрет, что в настоящее время все вышеперечисленное присуще, к сожалению, большинству российских компаний...
До тех пор, пока на предприятии не появился эпицентр «энтузиазма», (состоящий из активно настроенных людей, осознающих необходимость перемен и готовых работать), любое вмешательство в работу предприятия бесполезно. Тем не менее при реализации проектов мы стараемся сгладить подобный «человеческий фактор» со стороны «консультирующегося» предприятия.
Для этого мы разработали новую типовую услугу, которая составляет основу РОСТ-технологии и назвали ее схожим образом – РОСТ-проектом. На самом деле он является мини-проектом в составе комплексного проекта и его особенностью является то, что в течение короткого промежутка времени (несколько дней) проводится совместная работа наших консультантов и менеджеров предприятия для достижения определенного результата. Она включает в себя выработку миссии и стратегии компании, проектирование оптимальной организационной структуры и т. п.
В процессе осуществления этого мини-проекта как раз и формируется команда менеджеров предприятия, которые будут ответственны за проект. Одновременно происходит передача технологии применения управленческого инструмента. Наши специалисты владеют этой технологией на профессиональном уровне, и их работа заключается именно в передаче ее менеджерам.
Мы не навязываем предприятию последовательности конкретных шагов и не забиваем головы менеджеров современными модными теориями, а просто показываем на предоставленном ими самими материале о предприятии, как работает тот или иной управленческий инструмент.
На практике это происходит следующим образом.
Предприятие решило описать и оптимизировать организационную структуру. В рамках обычного консалтингового проекта в подобных случаях поэтапно собирается информация у ключевых менеджеров компании и составляется модель организационной структуры «как есть». Затем консультанты оптимизируют модель в соответствии с требованиями к современной системе и с учетом пожеланий ключевых менеджеров (для этого тоже требуется предварительный сбор информации), и уже на основе этого составляется модель «как надо». Далее результаты работы согласовываются с руководством компании. Вот на этом-то этапе обычно начинаются проблемы: оказывается, что получилось вовсе не то, что хотели, начинают разбираться по новой и т. д.
«Инталев» в таких случаях применяет РОСТ-проект: в отвлеченной обстановке, за городом, на 3–5 дней собираются ключевые менеджеры предприятия (10-16 сотрудников) с консультантами, предварительно изучившими заполненные анкеты клиента о деятельности предприятия. Далее в виде тренинга с использованием самых современных коммуникационных приемов происходит обучение команды менеджеров предприятия теории и методологии организационного проектирования.
Уже обученная команда менеджеров по специальному алгоритму, предложенному консультантами, разрабатывает совместно с ними и под их руководством оптимальную организационную структуру предприятия. А так как результат вырабатывается совместно и при живом общении менеджеров предприятия друг с другом, он не вызывает отторжения.
Конечно, мы не утверждаем, что наша технология – панацея от всех бед, но, как показывает опыт выполнения первых проектов, она избавляет консультантов от многих «проблемных зон». Авторы этой статьи также считают, что принцип, положенный в основу представленной здесь технологии, является одним из перспективных направлений современного консалтингового и ИТ-рынка. При этом оба рынка рассматриваются в совокупности, ибо современные достижения информационных технологий предлагают универсальные «воплощения» и способы реализации многих управленческих теорий.