Без выбора нет стратегии
Все большее число российских компаний приходит к заключению, что для дальнейшего успешного развития им необходимо разработать стратегию. А в случае с крупными компаниями отсутствие детально прописанной стратегии развития уже начинают считать дурным тоном. Однако практические результаты того, что компания наконец-то имеет стратегию, часто выражаются лишь в появлении службы стратегического развития, документа «Стратегия развития … до 20.. года», пылящегося в шкафу директора, и подтвердившегося убеждения последнего в том, что жизнь сложнее любой стратегии. Вы ждете, что сейчас я обращусь к директорам-ретроградам с вдохновенной проповедью, в которой пожурю их за невнимание к стратегии и разъясню ее ключевое значение в развитии и процветании компании? Не дождетесь. Наш консультационный опыт ознакомления с рядом таких стратегий в шкафу показал, что, как правило, для компаний оказывалось даже и лучше, что планы не были реализованы. Что, впрочем, не снимает с директоров ответственности за то, что такие стратегии для шкафа были ими приняты и утверждены. Что можно противопоставить стратегии как сведению воедино разнообразных целей, планов, прогнозов, проектов компании (часто – «хотелок»), обычно отданному высшими менеджерами на откуп специалистам? На наш взгляд, акцент должен быть смещен на разработку стратегии как последовательности долгосрочных решений (выборов), в основу которых положено понимание уникальных позиции и рыночных перспектив своей компании. Что невозможно без деятельного участия команды высших менеджеров в разработке и реализации стратегии. Никак не претендуя на описание «технологии производства стратегии», хотелось бы обозначить ряд моментов, проработка которых обеспечивает больший, нежели описанный вначале, успех в разработке и реализации стратегии компании. А руководителем они могут рассматриваться как своеобразный тест, помогающий критично оценить планы действий своей компании. На практике мы обычно сталкиваемся с тем, что задача определения альтернатив развития компании вообще не ставится, а стратегия является просто долгосрочным планом компании. В лучшем случае имеет место подмена выработки альтернатив как качественно различных сценариев развития компании описанием пессимистического, оптимистического и реалистического вариантов развития. Такие варианты нужны, но не как результат, а как аналитическая база для дальнейшей выработки альтернатив. Если же у вас не возникает сомнений, какой из разработанных аналитиками
вариантов развития выбрать, значит, фактически вы и не совершаете выбор. А
это значит, что, во-первых, «выброшенными» оказались реальные альтернативы
развития компании, среди которых, возможно, и та единственная, нужная
компании. А во-вторых, вы внутренне не принимаете на себя ответственность за
«выбранный» путь и его реализацию: вероятность того, что стратегия будет
пылиться в шкафу, при этом сильно возрастает. |
[1][2][3] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |