Избавимся от "штампов" в экономическом анализе!
Распространенный «штамп» финансового анализа – поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле. В большинстве случаев составляющие расчетной формулы являются лишь индикаторами финансового положения предприятия, а вовсе не причинами, его определяющими. В преддверии лета уместно привести аналогию с температурой, возникшей вследствие солнечного удара. В данном случае высокая температура лишь индикатор проблем, возникших в организме. Реальная причина ухудшения состояния человека – слишком долгое воздействие солнечных лучей. Чтобы улучшить свое состояние, ему необходимо бороться с первопричиной – уменьшить пребывание на солнце. В диагностике финансового состояния компании ситуация аналогичная: для определения причин изменения показателей необходимо идти чуть дальше, чем просто анализировать составляющие расчетной формулы. Проследим это на примере коэффициента общей ликвидности. Суть данного коэффициента – оценка потенциальной способности предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов. Величина коэффициента определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (Итог раздела II Баланса / Итог раздела V Баланса).
Снижение коэффициента ликвидности может означать, что возможности предприятия по погашению обязательств начинают снижаться. Необходимо выяснить, почему положение ухудшилось, и определить варианты его оптимизации. Минимальное знание дробей позволяет сделать вывод: причина снижения коэффициента – опережающий рост знаменателя по сравнению с ростом числителя. Очень часто этим математическим ключом пытаются открыть экономический смысл, например: «Снижение показателя общей ликвидности вызвано слишком большой кредиторской задолженностью. Для повышения коэффициента общей ликвидности необходимо сокращать кредиторскую задолженность и прочие текущие обязательства и наращивать величину оборотных активов». Неадекватность такого вывода становится очевидной, если перевести его на управленческий язык: для улучшения платежеспособности компании рекомендуется отказаться от авансов покупателей, максимально ускорить платежи поставщикам, отказываясь даже от допускаемой поставщиками отсрочки платежей (все это относится к рекомендации сократить обязательства). Совет наращивать оборотные активы означает закупать запасы на много лет вперед, затоваривать склад готовой продукции, позволять покупателям не оплачивать дебиторскую задолженность, стараться выплачивать как можно большие авансы поставщикам. Перечисленные рекомендации отнюдь не будут способствовать улучшению состояния компании. |
Начало в выпусках: #210 | ||
Продолжение в выпусках: #212 | ||
<<предыдущая | [1][2] | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |