Letyshops

Развитие предприятия

Ради полноты изложения материала остановимся еще на паре методов изменений – правда, зарекомендовавших себя двояко: с одной стороны, они применяются повсеместно, с другой – с крайне низкой результативностью. Речь идет о создании комитетов и комиссий для разработки и проведения реформ, а также о законотворчестве как главном двигателе изменений.

У кого-то из классиков описан надежный рецепт сохранения спокойствия правительств: если амбициозные реформаторы «пробивают» полезный народу, но невыгодный для власти проект, надо создать комитет по его изучению и комиссию по реализации – пара лет передышки остудит горячие головы. Этот метод работает и в России: предприятия, где внедрением управляют комиссии, реформируются годами, причем самым причудливым образом. Если собрать по крупицам отдельные проблески достижений, полученных комиссиями, можно наметить граничные условия, в которых прогресс все-таки возможен, хотя и без особых гарантий.

Эти условия таковы:
– в комиссию входят максимум три человека;
– их обязанности четко распределены;
– для любого решения устанавливаются максимальные сроки;
– на реформаторскую деятельность отводится специальное время.

Успеху проекта может способствовать и некоторое единомыслие членов комиссии, но лучше все же поручить дело, с которым может справиться один человек, именно одному человеку.

Что касается законотворчества, написание инструкций, циркуляров и положений близко многим российским чиновникам, а также разного рода консультантам, от наших до зарубежных, так что это искусство вряд ли когда-нибудь отомрет. Подготовить бумажку гораздо проще, чем убедить людей сделать дело, и ответственность вроде бы перекладывается на других. Законы, безусловно, нужны, однако их роль на 90 % состоит в закреплении достигнутых соглашений, и лишь на 10 % – в ультимативном принуждении.

Заставить этот метод самостоятельно работать на внедрение невозможно (разве что карательными мерами и последовательной заменой организаторов на исполнителей). Руководителям, предпочитающим такой подход, можно порекомендовать разнообразить его убеждением и бартерными соглашениями – производительность почти наверняка повысится.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: