Letyshops

"Аналогично, шеф...", или Использование метода аналогов при выборе направления развития

В мире 90 % парка установок для бурения нефтяных и газовых скважин находятся во владении независимых компаний – буровых подрядчиков, которые оказывают соответствующие услуги. В России еще 10 лет назад скважины бурили сами нефтяные компании. Затем они начали постепенно выделять свои буровые подразделения в дочерние фирмы. Так «ЮКОС» выделил своих буровиков в дочернюю структуру – «Сибирскую сервисную компанию», «Газпром» создал дочернюю «Бургаз». Сейчас у нас промежуточная ситуация. Можно предположить, что «дочки» будут постепенно становиться независимыми. Для производителей бурового оборудования это означает, что покупателем их продукции будут буровые подрядчики, а не нефтяники, как было ранее.

Похожая диспропорция в устройстве отраслей и рынков существует не только в области нефтегазового оборудования. В США более 90 % розничной торговли приходится на супермаркеты и гипермаркеты. В Москве через сети супермаркетов проходит 7–10 % розницы, что определяет устройство оптовой торговли, рынка рекламы и т. д. Процесс проникновения на российский рынок мировых розничных сетей – Metro, IKEA и других – это сигнал того, что конфигурация отрасли будет меняться и приближаться к тому, как она выглядит в мире. Если иные очертания начнет приобретать розничная торговля, это затронет и других участников отрасли – оптовиков, производителей и т. д.

Вот почему, изучая конфигурацию отрасли, мы изучаем действующие в ней компании – покупателей, конкурентов, поставщиков услуги и т. п. Все они анализируются в следующих измерениях:
– показатели деятельности: оборот, прибыльность, выручка на человека;
– спектр производимой продукции, оказываемых услуг;
– география продаж;
– особенности взаимодействия между компаниями в отрасли;
– типовое устройство компаний в отрасли.

Например, в сфере оборудования для переработки нефти есть три типа компаний, участвующих в строительстве заводов – генподрядчики-проектанты, производители сложного оборудования и специализированные производители оборудования

Обычно генподрядчики получают проект по строительству или реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, проводят проектирование и нанимают на субподряд поставщиков оборудования – как сложного, так и более простого.

Если посмотреть последние новости о реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в России, то на тендерах побеждают иностранные инжиниринговые компании, а не российскими НИИ, так как помимо самого инжиниринга они приносят свою технологию по переработке нефти. Таким образом, «капиталистическое» устройство отрасли «пролезает» в российскую практику бизнеса, назло всем защитникам уникального российского пути.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ИКФ "АЛЬТ"

 

 

Реклама: