"Аналогично, шеф...", или Использование метода аналогов при выборе направления развития
Все это хорошо, скажете вы, но откуда мы можем узнать про устройство рынка на Западе, если никогда там не были? В этом плане можно выделить четыре источника, которыми пользуются успешные менеджеры.
На «Нижфарме» наняли английских консультантов (клиентами которых является большинство зарубежных фармацевтических компаний), чтобы они, по словам Андрея Младенцева (председатель совета директоров ОАО «Нижфарм»), «помогли понять специфику фармацевтического бизнеса». Это здорово помогло. «В нашей компании, – говорит Младенцев, – собрались люди, которые являются отличниками или по диплому, или по своему мировосприятию и просто на совесть начали делать то, что уже давно делается за рубежом». Директор «Глории Джинс» Владимир Мельников понял, что быстрее всех привнести западный опыт могут только те, кто им непосредственно владеет, и пригласил на ключевые позиции иностранных менеджеров. Безусловно, это крупные инвестиции, ведь иностранные специалисты требуют больших окладов, чем российские. Мельников считает, что масштаб задач, которые перед ними ставятся, позволит окупить эти затраты. Видимо «Глория Джинс» уже впитала многое из зарубежного опыта: недавно часть иностранных менеджеров была заменена на российских. По словам Мельникова, это плановая замена, их российские кадры доросли до необходимого уровня. В середине девяностых после работы консультантов на «Уралмаше» помимо прочих изменений был создан отдел стратегического маркетинга. Его задачи – заниматься изучением устройства западных компаний подобного профиля, устройства отраслей и искать новые рынки для продажи продукции «Уралмаша». Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит пословица. Вадим Тряпичкин, когда был директором Ирбитского мотоциклетного завода, много раз слышал, что в Италии есть компании, которые специализируются на выпуске топливных баков к мотоциклам и делают больший объем и меньшим количеством людей чем в Ирбите. «Только посещение завода в Италии убедило меня, что это действительно возможно», – делится опытом Вадим Тряпичкин. Итак, успешные компании активно используют мировой опыт, сравнивают себя с зарубежными компаниями. Адаптируя этот опыт к своей компании и российской специфике, они имеют возможность не повторять чужих ошибок и идти к адекватному построению своего бизнеса гораздо быстрее, чем те, кому приходится пользоваться только собственным опытом. Можно потратить значительные усилия на долгие дискуссии о различиях отечественного и зарубежных рынков и утомительные обсуждения применимости или неприменимости западного опыта. При определении, в каком направлении будет двигаться компания, мы призываем принимать информацию об истории изменения отраслей и фирм на зрелых рынках, изучать логику их развития и предпринимать конкретные действия, используя все важное и существенное. Успешные менеджеры знают, как будет выглядеть их потребитель, их компания, их отрасль через 5–10 лет, и сами формируют ее за счет своевременных изменений внутри. Усилить накопленные компанией знания им помогают посещения западных компаний, поиск менеджеров с международным видением и привлечение консультантов по управлению. |
Начало в выпусках: #227 | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |