Letyshops

Так управленческий учет или... просто бюджетирование?

Макарова Елена Геннадьевна, Андреева Татьяна Евгеньевна
ИКФ «АЛЬТ» (Санкт-Петербург)

Начало в выпусках: #244

http://www.altrc.ru

Как оценивается конкурентная позиция

Надо отметить, что  задачи сравнения с конкурентами также меняются по мере изменений в бизнесе компании.  «36,6» сравнивает свои аптеки с другими сетями  по таким показателям, как площадь, ассортимент, оборачиваемость. В «Петерстар» анализируют тренды «прежде всего для того, чтобы сказать, что мы идем определенными темпами и у нас наблюдается определенная динамика… Мы смотрим, у кого какая выручка и кто по какому количеству клиентов отчитался, у кого какая EBITDA».

Со всей ли отдачей работает система управленческого учета на систему мотивации?
  
Можно сказать, что системы стимулирования персонала основаны на ряде  показателей: это достижения корпоративных целей, оценки эффективности работы отдела, оценки собственно сотрудника. Однако чем дальше от корпоративного уровня, тем всё становится субъективнее. «Строймонтаж» ввел систему увязки результатов подразделения и системы стимулирования. В «Идеальной чашке» «существует оценка персонала непосредственными менеджерами кофейни, которые на основе разработанной системы оценивают персонал. В случае ошибок выставляются баллы, есть система баллов на те или иные ошибки».

Способствует ли внедрение управленческого учета делегированию ответственности?

Можно подтвердить, что внедрение системы управленческого учета упрощает процедуры делегирования ответственности: формируется понимание, кто за какие результаты отвечает, появляются инструменты, позволяющие контролировать процесс исполнения каких-либо решений. Так, в компании «Строймонтаж» границы принятия решений для менеджеров разных уровней закрепляются и контролируются через нормативы. «Рамки принятия решений на нижнем уровне достаточно серьезно нормированы. Чем выше, тем больше поле для варьирования».

Какие инструменты используются?

Инструментарий системы управленческого учета – одно из самых больных мест в силу большей трудо- и капиталоемкости. Нередко создание программного продукта обеспечивающего систему затмевает задачу создания системы в принципе.

Наиболее распространенный способ решать задачи технического обеспечения – собственные разработки или адаптируемые тиражируемые продукты. Это связывают с несколькими факторами:
– незаконченностью общей схемы управленческого учета: «нужно как минимум понять бизнес-логику, и после этого ставится задача программистам» («Строймонтаж»);
– отсутствием на рынке программных средств, отвечающим требованиям компании;
– несоразмерной ценой продукта и сложностью покупки такого изделия «на вырост».

В результате все отмечают некоторую «лоскутность» своих инструментов. Хотя и намерены стремиться к более «продвинутым» и интегрированным продуктам.

Что же это все значит

Управленческий учет вырос из своего недавнего образа учета, «параллельного» бухгалтерскому.  Эти изменения наблюдаем не только мы.  Результаты зарубежных исследований (TACIS, Манчестерский университет) показывают, что во всем мире управленческий учет развивался поэтапно, в соответствии с изменением конкурентной ситуации и задач, стоящих перед компаниями.
 
За последние 10-15 лет российские предприятия пытаются семимильными шагами наверстать то, что западные компании наращивали целое столетие.  Но основные этапы развития управленческого учета остаются теми же, потому что они тесно связаны со стратегическими задачами компании. Когда ключевыми фактором конкуренции являются цена и снижение издержек, самое важное место занимает учет затрат и бюджетирование.

Потом компании становятся больше, и для того, чтобы как-то упорядочить финансовые потоки, вводится планирование, выделяются центры затрат, чтобы заместители директора не «дрались» из-за очередности платежей. А нефинансовые и качественные параметры выходят на первый план тогда, когда ключевым фактором конкурентоспособности становится эффективное управление уникальными ресурсами, развитие уникальных знаний и компетенций в компании.

В России на многих рынках основная борьба еще идет за цену, и именно поэтому многие из наших респондентов все еще сосредоточены на финансовых показателях. Однако, например, на рынке услуг, где удовлетворенность клиента имеет важное значение, компании вводят и качественные показатели, которые позволяют им отследить как результат (доходность на посадочное место), так и сам процесс достижения результата (количество невыполненных заявок и причины).
Таким образом, успешные российские компании двигаются по  пути комплексного понимания управленческого учета в соответствии с тем, какие задачи ставит перед ними рынок. Почти все они говорят: мы идем поэтапно, шажками.

Что еще предстоит

Значительную часть пути по постановке управленческого учета компании уже прошли, но еще большая часть впереди. Что же еще, как нам кажется, предстоит сделать?

Двигаться вперед – новые вызовы не ждут.
Уже сейчас многие компании находятся на передовой линии борьбы с крупнейшими транснациональными компаниями-конкурентами. Аффилированные западным компаниям российские фирмы, которые мы также приглашали к участию в исследовании, по ряду причин отказались от глубокого интервью. Но по открытым материалам в прессе  известно, что здесь давно внедрены стандарты управленческого учета головной компании.

Долой «лоскутность»!
Успешные компании стараются внедрять комплексный управленческий учет, но сейчас находятся лишь на подступах к нему. Предстоит еще выстраивать не управленческий учет, основанный не на данных других учетов, а единую систему управленческой информации для подготовки управленческих решений.

Активнее использовать качественные показатели.
Нефинансовые показатели пока нельзя назвать полноправными «членами  команды». Вводятся они не очень уверенно, им пока отведена роль скорее «производственной статистики» и статистики для внутреннего пользования функциональных служб. 

Увязывать систему мотивации персонала и систему управленческого учета.
Как мы поняли, эта связь только выстраивается. Задержка может быть связана с непродуманностью системы мотивации, техническими трудностями сбора и обработки информации, а также являться следствием неинтегрированности системы управленческого учета в настоящий момент.

Не путать инструмент - с системой.
Не нужно надеяться на какой-то особый программный продукт, который решит все проблемы. Без думающего аналитика любой инструмент – это просто микроскоп, которым забивают гвозди.

 

 

Реклама: