Консультант - не фея, не варяг и не мудрый старец
Запад и Восток Кто лучше - российский консультант или зарубежный? Этот вопрос задается часто, и ответ на него не так прост. Большинство российских консультантов обучались на Западе, и в этом смысле подходы, основные методы и в российских, и в западных фирмах одни и те же. Разница между западным и российским консалтингом заключается в особенностях менталитета, законодательства, бизнеса. Можно выделить три основных отличия. Диагностика в России требует, как правило, больше времени, чем на Западе. Там все фирмы в одной отрасли подчиняются общим стандартам, а у нас эти стандарты еще только формируются, поэтому российские специалисты вынуждены проводить свои консультации не за 10, а за 50 часов. Менталитет. Главное отличие нашего бизнеса - это отношения. Может ли бизнесмен в России жить, как на необитаемом острове: не вступать в отношения с коллегами, чиновниками, не строить социальную среду? Нет. Способ выживания в России - "выживание через отношения". И все это - мимо закона. Ценность наличия знакомого милиционера или налогового инспектора - не в том, чтобы не платить налоги, а в том, что они хотя бы какие-то законы объяснят по-дружески. Попытка построить бизнес в России без отношений обречена. А это определяет решения не в пользу экономической эффективности, а в пользу отношений. И это такая же объективная реальность, как и наличие в России холодной зимы. Финансовые условия работы консультантов. Почасовая оплата в России существенно ниже, чем в США и Европе. Средняя стоимость 1 часа консультирования у нас колеблется от 50 до 200 долларов. Во многих случаях работу проводят два и более специалиста, и тогда стоимость увеличивается в два раза и более. Оплата, исчисляемая как процент от стоимости вопроса, встречается в деятельности российских фирм крайне редко, прежде всего потому, что работа с консультантами не всегда рассматривается как работа по снижению рисков. Такой широко распространенный на Западе подход у нас почти не практикуется. И эти различия - реальность, с которой необходимо считаться при консультировании. Западные консультанты сейчас более действенны в вопросах экономики и технологии. А когда появляется человеческий материал - они неэффективны, так как "отношенческую" российскую реальность они не знают. Сегодня можно говорить о разных сферах компетенции, разных задачах, которые могут быть решены с помощью российских или западных консалтинговых компаний. К сожалению, это не всегда очевидно для наших клиентов. Но, по нашим наблюдениям, в последнее время клиенты начинают все лучше ориентироваться на российском рынке консалтинговых услуг. Достаточно сказать, что в последние годы уже и западные фирмы начинают обращаться к российским консалтинговым компаниям по всем вопросам, связанным с функционированием их организаций в России. |
Начало в выпусках: #245 | ||
<<предыдущая | [1][2][3][4] | |
[вид для печати] |