Letyshops

"Парижская Коммуна": секреты выживания

Михаил Белов
финансовый директор, главный бухгалтер фабрики «Парижская Коммуна». В подготовке материала принимали участие Юрий Мищенко (pastor@rcb.ru) и Сергей Куприянов (kup_sv@rcb.ru).

http:// www.rcb.ru

Вот она - "Парижская Коммуна"

Устойчивые штампы по отношению к отечественной легкой промышленности - "Легпром мы потеряли!", "Все, что было, - на боку!" - прочно обосновались в головах обывателей. Но жизнь показывает, что это так лишь отчасти.

Пример тому - фабрика "Парижская Коммуна". Заметные бело-синие вывески ее фирменных магазинов появились уже почти в каждом районе Москвы, успешно прошел выпуск первого облигационного займа, мы слышим отзывы от людей, которых не заподозришь в склонности к экономии: "Своим детям обувь покупаю только в "Парижской Коммуне"" .

Все это подтолкнуло нас к тому, чтобы подготовить о "Парижке" большой материал.

В качестве "правильного" собеседника на предприятии нам посоветовали финансового директора, главного бухгалтера М. Белова, за плечами которого и преподавательский опыт, и много лет работы на фабрике. О нашем появлении знали уже на проходной: "Вы к Белову? Прямо через двор, пятый этаж". Недолгое плутание по гулким коридорам, и мы на месте. Море цветов, от пола до потолка (это главное увлечение хозяина кабинета), большой книжный шкаф, где мирно соседствуют пособие по международным стандартам бухучета, практическое руководство по трейдингу на финансовом рынке, томик Сталина и справочники по декоративным растениям. "Ну что рассказывать-то? Работаем, развиваемся..."

Активы и собственность

ЗАО "Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика "Парижская Коммуна"" (именно так сейчас называется предприятие) - крупнейший в России производитель детской, женской и мужской обуви и обуви специального назначения. Предприятие историческое, создавалось оно в марте 1922 года для нужд Красной Армии как 1-я Государственная обувная фабрика "Парижская Коммуна". Затем - длинная череда реорганизаций, укрупнений и разукрупнений. Многие читатели, возможно, знают нынешнюю "Парижскую Коммуну" как объединение "Заря" - было у нее и такое название в советское время.

В результате приватизации (Договор N 1 с Российским фондом федерального имущества) фабрика получила несколько тысяч акционеров - работников предприятия, но вот дальше пошла нетипичным для отрасли путем.

Во-первых, были собраны и возвращены в собственность предприятия важные активы в регионах. Например, "Парижская Коммуна" выкупила пакеты акций Тульской, Донской, Узловской обувных фабрик у их работников. Сейчас "Парижская Коммуна" доминирует над всеми "дочками", и только в двух дочерних обувных предприятиях из одиннадцати ее пакет акций меньше контрольного.

Во-вторых, все вновь создаваемые дочерние предприятия, как правило, на 100% принадлежат фабрике. У "Парижской Коммуны" есть Торговый дом "ПК-Заря", компьютерный центр выделен в ООО "ПК-сервис", даже рабочая столовая работает на самоокупаемости - это ООО "ПК-Питание". Они сделали свой кондитерский цех, производят и реализуют выпечку, организуют банкеты. "ПК" в названиях наших дочерних предприятий - сокращение от "Парижской Коммуны".

На фабрике гордятся, что производственная цепочка состоит здесь не только из изготовления обуви и ее реализации через оптовую и розничную продажи. Всюду, где это возможно, мы стараемся дать людям самостоятельность и получить дополнительный доход. Например, есть стопроцентные "дочки" "Парижской Коммуны" - "ПК-Пласт", "ПК-Маркет" и др., где налажено производство колодок, резаков, оснастки, запасных частей и технологического оборудования. Примерно 40% заказов поступает от головной фабрики, остальное - сторонние клиенты.

Многие крупные государственные предприятия после приватизации поступили иначе. Они начали плодить "дочек" с участием физических лиц - менеджеров этих предприятий. Директор имеет свою компанию, главный бухгалтер - свою, затем - незаметный сброс активов и вывод бизнеса. Фабрики, пошедшие по такому пути, а это, скажем, такие известные фирмы, как "Восток", "Буревестник", сейчас деградировали.

В-третьих, контроль над основным обществом постепенно приобретали его руководители, шел выкуп акций у трудового коллектива. К настоящему моменту - наверное, об этом можно уже сказать вслух - более 90% акций сосредоточено в руках высших менеджеров.

В общем-то "Парижка", наверное, ничего нового не открыла, мы просто сохранили и приумножили производственный потенциал, не пустили на ветер оборудование, ничего не продали кому попало по дешевке. По рейтингу АК&M "Парижская Коммуна" заняла 38-е место среди 100 ведущих предприятий Москвы.

Идея "Парижской Коммуны" в современных рыночных условиях - это многопрофильное предприятие. ЗАО "МОФ "Парижская Коммуна"" - не просто фабрика, а современный диверсифицированный комплекс, базирующийся на трех основных направлениях деятельности: производстве обуви, оптовой и розничной торговле, недвижимости.

Недвижимость

Предоставление в аренду торговых и офисных помещений - сейчас уже не просто временная возможность немного заработать, а самостоятельный, достаточно прибыльный бизнес, хороший источник средств для развития как самого этого направления, так и всех остальных видов деятельности на фабрике.

Аренда как форма бизнеса здесь в самостоятельную структуру не выделена - все имущество и обслуживающие службы по-прежнему находятся на балансе "Парижской Коммуны". По бухгалтерской отчетности аренда составляет около 40% выручки.

Наверное, нам повезло - у нас были огромные помещения в районе Павелецкого вокзала, всего-то 2 км от Кремля. Но нельзя не признать, что и внимание этому направлению мы уделяли очень большое. Самостоятельно отстроили и реконструировали 60 тыс. кв. м площадей. Сторона фабрики, обращенная к Садовому кольцу, стала фасадной и торговой.

Подбор арендаторов тоже проводили очень тщательно, так как хотели использовать взаимную заинтересованность. Нам нужны были соинвесторы для завершения реконструкции помещений. Обнаружилось и косвенное влияние. Сейчас среди крупнейших арендаторов - фирма "Громада", огромный мебельный центр в два с половиной этажа, фирма "Великан" - еще полтора этажа. Они ведут активную рекламную кампанию, и сейчас в городе часто можно услышать: "Загляни в обувной магазин на Павелецкой. Он рядом с "Громадой"", а в другой раз наоборот: ""Громада?" А где это? Это там, где "Обувь на Кожевнической?"". Взаимодействие с другими крупными компаниями, например "Аркад Групп", "Совинтел", заставило нас "подтянуться" в части предоставления арендаторам качественного сервиса и коммуникаций.

Розничная торговля

До 1992 года фабрика имела 15 фирменных магазинов, но в процессе приватизации они были потеряны. Их собственниками стали трудовые коллективы. Поэтому то, что происходит у нас сейчас, это, по сути, возрождение фирменной розничной торговой сети. Создано несколько дочерних предприятий: Паркомторг первый, второй, третий... Расшифровывается название как "ПАРижская КОМмуна ТОРговля". У каждой из этих "дочек" не один магазин, а несколько - маленькая сеть. Всего магазинов в Москве у нас на данный момент 21, и у всех них одинаковые вывески: "Обувь на Каланчевке", "Обувь на Семеновской"...

Кроме этого, есть еще сеть магазинов по всей России - Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Липецке, Туле, Владивостоке, Воронеже, Калуге, Пензе, Став-рополе, Волгограде, Нижневартовске, Чите, Кирове, Челябинске, Магнитогорске, Архангельске - всего в 23 городах.

Развитие фирменной торговой сети для нас в значительной степени маркетинговый инструмент: за 8-9 месяцев до начала сезона на фабрике должны подобрать ассортимент и сформировать производственную программу. Поэтому достоверная информация о реальном спросе и его тенденциях в полном смысле слова дороже золота.

Важный момент - проведение ценовой политики. Экономически для торговли все равно - продать одну пару обуви с надбавкой в 100%, или 10 пар с надбавкой 10%. А для производителя утверждение на рынке оптимальной ценовой ниши на свою продукцию - главный вопрос развития. Решить эту задачу можно только с помощью разветвленной фирменной торговой сети.

Еще одним направлением розницы являются торговые центры, которые объединены под названием "Московские товары". Один такой центр есть на проспекте Маршала Жукова, другой находится непосредственно на фабрике. Суть в том, что на 3 тыс. кв. м расположены 52 торговые организации, реализующие товары отечественных производителей. Помимо этого в Санкт-Петербурге, на Московском проспекте, взят в аренду бывший кинотеатр, где начата реконструкция. В этом году здесь будет открыт центр "Московские товары в Санкт-Петербурге".

Начиналось развитие фирменной торговли на "Парижской Коммуне" довольно забавно. Ранние 1990-е годы, колоссальная инфляция, дефицит оборотных средств, в торговле ничего нет. Наш профсоюз пытался как-то помочь - организовывал бартер обуви на продукты питания, обеспечивая тем самым продуктовые наборы для работников.

Но все было сумбурно, бессистемно, мне как бухгалтеру это очень не нравилось. Решили как-то оформить это организационно, для чего открыли магазин "Шлюзовая, 6", чтобы через него оформить снабжение работников продуктами питания. А еще через какое-то время директор фабрики А. Никитин сказал: "Почему вы там какими-то продуктами, шмотками занимаетесь? Торгуйте нашей обувью!" - и выделил магазину полуподвальное помещение с отдельным входом. По Москве тогда долго гуляла фраза: "На "Парижке" обувь в подвале продают, она дешевле". Сработала привычка: на фабрике должно быть дешевле! Но цены мы действительно держали низкими: торговая надбавка на детскую обувь - 10%, на взрослую - не более 20%. Многих это привлекало: ведь в "Детском Мире" набавляли 50%, и те, для кого это было существенно, тянулись сюда.

Бизнес развивался, из подвала перебрались на первый этаж, затем вывели за город один из цехов, реконструировали пол, сделали лестницы, и теперь это крупнейший в городе обувной магазин - 2 тыс. кв. м. В нем продается обувь и "Парижской Коммуны", и наших партнеров, и обувь, выпускаемая по нашим заказам на других предприятиях.

Дальше начались обмен площадями, покупка новых помещений под новые магазины. Одно время мы как-то неохотно брали площади в аренду, считая, что все должно быть свое. Сейчас времена изменились, и мы идем по пути аренды, если видим, что место расположения магазина выгодное. Правда, расценок свыше 800 долларов за кв. м в год не знаю, а вот 600 долларов окупаются, если точки достаточно активные. На данный момент фабрикой реализуется через фирменную торговлю до 60% объема производства по отдельным позициям обуви.

Продолжение в выпусках: #247

 

 

Реклама: