Успешный управляющий ростом: какой он?
Татьяна Андреева
руководитель отдела консультирования по организационному развитию (andreeva@altrc.ru)
Начало в выпуске: #251
Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ» www.altrc.ru
Секрет не в скрипке, секрет в музыканте!
Как же это все реализовать? Дело в том, что задачи управления ростом предъявляют новые требования к руководителю компании. Как показывает наш опыт, успешный управляющий ростом должен быть в первую очередь «создателем видения». Поясним, что это такое и почему это так необходимо.
В современной литературе по менеджменту технологии «правильного» делегирования полномочий и мотивирования сотрудников описаны достаточно подробно. Но, как показывают наши наблюдения, и их применение является недостаточным для нового «скачка» в сложную эпоху перемен, которая наступила для многих компаний. Основой качественного изменения может быть только личное желание сотрудника решать задачу и пытаться сделать это наилучшим образом. А такая мотивация находится в области вдохновения, «горения идеей». И потому сегодня, по нашему мнению, ключевая задача руководителя – вдохновлять и придавать особую осмысленность всем действиям организации.
Рассмотрим на примере: руководитель крупной компании жаловался на «советскую» корпоративную культуру предприятия, которая приводит к снижению качества продукции и увеличению сроков обработки заказов клиентов. Он делился опытом «принятых мер»: создали специальный отдел по работе с корпоративной культурой, провели социологическое исследование, начали издавать корпоративную газету, разработали миссию компании, и на днях собираются разместить ее на стендах в каждом подразделении компании. Правда, потом добавил, что результаты этих мероприятий все никак не появляются... Но озвучить разработанную миссию он не смог - сначала попытался вспомнить, а потом ответил: «не могу сформулировать... да и какая разница, что мы там сформулировали для людей? Главное, что я думаю об этом бизнесе и его будущем, а им это знать не обязательно»..
Руководитель, о котором идет речь – не «советский» директор, а современный образованный профессионал, добившийся серьезного улучшения результатов во вверенной ему компании. Но он столкнулся с проблемой дальнейшего ее развития в тот момент, когда были «залатаны все пробелы», которые можно было технологично «зашить». Мы назвали такой тип руководителей «машиной с управленческой функцией», с легкой руки только что упомянутого директора. «Машина» представляет собой высшее достижение управленческих технологий, часто ему не важно, с каким бизнесом работать, лишь бы не мешали делать дело, нередко он основывается на универсальных решениях, апробированных в других компаниях. Такой руководитель нацелен на эффективность, и не считает нужным тратить излишние усилия на то, чтобы в компании поняли и разделили его идеи. Но вдохновить людей он не может...
Однако есть и другой тип руководителя - «создатель видения», который горит идеей, способен вдохновить на ее реализацию своих коллег, и зачастую ему даже не нужны для этого специальные мероприятия по формированию корпоративной культуры. С горящими глазами он обсуждает со своими сотрудниками будущее бизнеса, слушает их новые идеи, спорит, пробует, ищет новые пути, ошибается, снова пробует – и приходит со своей командой к успеху. Вслед за ним компания готова преодолевать все препятствия на пути к реализации своей мечты. Возможно, часть его успеха состоит в том, что вдохновлять людей – это особое искусство, которое рождается из собственной вдохновленности идеей.
Таким образом, в то время как «машина» привносит в компанию технологичность, «создатель видения» – осмысленность и вдохновение. Наверное, можно сказать, что он дарит компании и всем ее сотрудника смысл существования, обеспечивая тем самым возможность перехода предприятия из посредственного «середнячка» в группу великих компаний.
Не только правильные действия, но и взгляд в будущее!
Подводя итог нашим размышлениям, можно сказать, что сегодня как проблемы, так и успех роста компании зависит от управляющего этим ростом в большей степени, чем когда-либо. Текущая ситуация требует от руководителей не только «правильных» действий: анализа рынка, финансового планирования, наведения порядка в организации, но и чего-то большего. В частности, лучшего понимания, ради чего все это нужно, какую компанию руководитель создает и какими настоящими идеями (а не лозунгами) он собирается ее мотивировать. На наш взгляд, именно от этих качеств руководителя зависит дальнейшее развитие, успешный рост многих российских компаний.