А. Ходарев. Дерево самомотивации
Источник: www.improvement.ru
Писать статьи для широкого круга читателей мне не свойственно. Работа финансиста предполагает тишину, которую так любят деньги и очень ограниченный круг читателей узкоспециальных документов. Однако, познакомившись с сайтом improvement.ru и ТМ-сообществом, я предположил, что мой опыт в организации собственного времени и мотивации к этому моих коллег будет интересен.
Как появилась идея дерева
Коротко о себе – я очень ленив и люблю (точнее любил) затягивать решение любых вопросов до последнего момента. Пожив так какое-то время, я постиг на практике один из основных принципов Дао «изменять мир ничего не делая». Почему-то оказалось, что затягивание задач и соответственно частое их неисполнение приводит к тому, что все изменяется само собой, мало того, еще и в нужную тебе сторону. Но об этом в другой раз...
В свое время я прочел книгу Лотара Зайверта "Ваше время – в ваших руках", все понял, осознал собственную лень и неэффективность и.... правильно – ничего не стал делать. Жизнь все расставила на круги своя, когда я заканчивал учиться в вузе и поспорил с моим любимым и уважаемым ректором, что защищу кандидатскую диссертацию не позднее чем через 1 год с момента окончания вуза. И тут, спасибо этому доброму и замечательному во всех отношениях человеку, – он просто рассказал о моих намерениях очень широкому кругу лиц. И выбора у меня просто не осталось, оказаться пустозвоном-колокольчиком не хотелось.
Жизнь была прекрасна – я заканчивал один вуз, через год выпускные во втором, две фирмы на детской, только начинающей набирать толщину шее – упакован я был отлично. Сначала я писал то, что мне нужно сделать в течение дня, на бумаге, и честно пытался все исполнить. Но что-то не шло, где-то кто-то отвлекал, что-то не стыковалось по времени, появлялись новые задачи....
И вот тогда купил первую в жизни сигару (никоим образом не пропаганда курения, сам веду здоровый образ жизни), и начал анализировать свою лень. Через час, пребывая в расслабленном состоянии, поймал мысль, записал, и на трезвую голову утром прочитал. Эта запись корявым почерком хранится у меня до сих пор: "Делать все как ты сам спланировал, подряд и по-пунктам - неинтересно".
И вот я начал создавать механизм, в котором мне было бы комфортно работать. Для начала я попробовал внести в мою работу механизмы теории вероятностей – отдавал список дел другу, который диктовал мне что делать, а потом в конце отчетного периода (тогда 3 часа) – принимал отчет о проделанной работе. Но опять выходило что-то не то.
По прошествии некоторого времени я начал применять принцип лотереи – выписывал дела на карточки, тщательно их мешал и потом доставал по одной – что выпало, то и делаем. Опять были проблемы – какая-то получалось рабская лотерея – все работать и работать, а хотелось и с девушкой подружить, и в свежеприобретенную Sony Playstation играть, да мало ли!
И тогда появилась идея включать в рабочие мероприятия еще и прочие приятные дела. Что вытянул – то и делай. Тогда же появилось и «дерево работы». Сказать, что это помогло – ничего не сказать... диссертацию я защитил, вузы закончил, финансовый год без проблем особенных прошел.
В 18.00 ежедневно, кроме выходных, я готовлю список дел, которые необходимо выполнить. В список входят дела которые мне нужно сделать на работе, плюс несколько дел, входящих в сферу моих нынешних интересов. Средняя продолжительность каждого дела – приблизительно 1 час. (55 минут на дело, 5 на отчет, но об этом чуть позже). В списке 8 дел. Выглядеть он может, например, так:
- Подготовить бюджетную сетку на январь
- Разобраться с принципами вскрышки и сортировки угольного пласта
- Написать вторую часть статьи
- Подготовить финансовую часть бизнес-плана по проекту_1
- Прочитать статью по физической логистике движения сточных масс, сделать выписки
- Принять дела по расчетам с дебиторами...
- Лениться и делать что хочешь.
- Читать Пикуля.
После этого берутся листы формата А4, достается 100 долларовая купюра (ритуал, а как же), и по контуру купюры вырезается 8 фигур. На каждой фигуре пишется задача из вышеприведенного списка.
Далее фигуры складываются в сложный треугольник (т.е. треугольник, у которого оба конца как бы помещены в себя – уже на плоская, а объемная фигура – принципы сборки смотри ниже). Восемь треугольников тщательно мешаются и тасуются, а затем складываются попарно один в другой, как показано на рисунке 2, образуя 4 пары.
Рисунок 1-2 Собираем треугольник
Комментарий к рисунку 1-2 – сворачиваем фигуру сначала пополам по контуру пунктирной линии. Далее отворачиваем оба прямоугольника на краях фигуры внутрь, поворачиваем торчащие кончики вокруг фигуры, для получения треугольника.
Концы треугольника складываются внутрь (друг в друга) – наподобие того, как закрывают картонную коробку, когда нет скотча (рис. 3).
Затем полученные фигуры
вставляются друг в друга, образуя своеобразное дерево. Дерево устанавливается на
какую-либо подставку – и рабочий день закончен.
Завтра утром ты снимаешь с дерево первые два "плода", разворачиваешь их – и знаешь, чем ты будешь заниматься следующие два часа. Причем заниматься серьезно, вдумчиво и ни на что не отвлекаясь. В конце часа в течение 5 минут набрасывается письменное резюме о проделанной работе, анализируются проблемы, уточняется задача. Затем "плоды" складываются, и, в зависимости от статуса задачи (закончена/незакончена) выбрасываются или вкладываются в "дерево завтрашнего дня".
Практика показала, что по-первости основная сложность – телефонные звонки, подчиненные, и прочие времяпоглотители. Для преодоления была принята система мотивации – в случае выполнения запланированной работы по одной задачи менее чем на 80%, стоимость рабочего часа в денежном выражении употреблялась на благие цели (покупались подарки жене, раздавались просящим, опускались в церковную кружку).
Вечером все повторяется заново. Сейчас половина моих сотрудников пользуется такой методологией, а я готовлю их к эксперименту – перемешать деревца разных людей – по одной чужой задаче на человека (готовлю народ к взаимозаменяемости) .
Когда пришел на работу в первый раз в качестве наемного менеджера – народ вокруг был в шоке. Все работают, что-то бегают – а я сижу, читаю книгу (по-моему, это была "Полианна" – оба первые плода выпали приятные). Но через некоторое время (месяца два прошло) – смотрю, еще одно дерево в офисе посадили, потом еще одно...
И на следующее работе так было. Потом я сам "деревья" сажал – иногда насильно, опровергал теорию, что "к свободе палками не загонишь". Но обычно людям ленивым, которые себе приказывать не любят – таким как я был, да и наверное есть – очень даже подходит. Надеюсь, пригодится и вам.