Разработка бизнес-плана: краткие комментарии
Игорь Устимов
ИКФ "АЛЬТ"
Начало в выпусках: #194
3. Информация об отрасли
В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объемов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта.
Можно привести прогноз развития отрасли. Такие документы часто рождаются в недрах отраслевых министерств, коммерческих ассоциаций. Прогнозы развития рынка (а это не то же самое, что прогноз развития отрасли) готовят консультационные компании, когда проводят комплексные проекты.
Информацию можно получить в различных источниках: отраслевых изданиях, Интернете, ГТК (импорт, экспорт), Госкомстате и т. д. Можно купить готовые отчеты, заказать исследование в консультационной компании. Но надо помнить, что некорректно сформулированный запрос может дать ответ, который не будет содержать информации, необходимой для принятия решения.
4. Продукция
В разделе приводятся характеристики продукции (услуг) проекта, описание продуктов-аналогов, предлагается сравнительный анализ с ними (и с заменителями) продукции проекта. Акцент следует сделать на преимуществах продукции по отношению к конкурентам: лучшие технические характеристики, дизайн, надежность, простота в эксплуатации, что-то еще.
5. Производственный план
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования основная задача этого раздела бизнес-плана.
Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, определяются перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то прописываются условия аренды.
В разделе дается также описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).
Часто к составлению раздела привлекаются отраслевые специализированные проектные компании: ведь выбор технологии, организации производства один из определяющих моментов эффективности проекта.
В качестве примера можно привести проект экономической оценки модернизации цеха деревообработки одного из предприятий Западной Сибири. Консультантам были предоставлены план модернизации, перечень необходимых работ и оборудования. По договору работа консультантов заключалась в разработке финансового плана проекта, вся остальная информация предоставлялась заказчиком. Тем не менее была проведена дополнительная работа по экспертизе технологического плана производства.
В ходе интервью с экспертами было выяснено, что одним из важных моментов в таком производстве является система аспирации (удаления отходов деревообрабатывающего производства - опилок). Оказывается, даже самое совершенное оборудование может быть использовано не на полную мощность из-за того, что система удаления опилок не справляется .
Затраты на улучшение системы аспирации не были предусмотрены в проекте. После разговора с заказчиком выяснилось, что она изначально была спроектирована с запасом . Таким образом, увеличения капитальных затрат проекта не произошло (приведенный пример является, скорее исключением: нередко капитальные затраты проекта недооцениваются).
6. Потребители. Сбытовая политика
Доказать, что реализация продукции (предоставление услуг) не вызовет серьезных проблем – основная цель этого раздела.
Здесь должны быть приведены прогноз спроса на продукцию, география его распределения, структура, прогноз динамики развития различных сегментов, перечислены определяющие спрос факторы и построен прогноз их динамики. Приводится характеристика основных потребителей продукции.
Один из консультационных проектов ИКФ «АЛЬТ» предполагал разработку экономической части бизнес-плана по строительству хлебозавода. Заказчиком была представлена информация о планируемом объеме производства и реализации продукции и поставлена задача верификации (проверки) возможных объемов сбыта.
Укрупненную оценку возможных объемов сбыта продукции предприятия осуществили следующим образом: была запрошена информация о среднестатистическом потреблении хлеба на душу населения в России, а также о численности населения в районе, где предполагалось реализовать проект.
В результате получены цифры (довольно приблизительные, конечно) на которые можно было ориентироваться:
- возможный максимальный объем спроса в районе;
- прогнозная доля предприятия на региональном рынке после осуществления проекта.
Доля предприятия была определена с учетом объемов реализации предприятия-конкурента.
Определяется характер спроса: есть ли сезонность, ее причины. Так, на одном предприятии, выпускающем кассовые аппараты, сбытовики заметили явную сезонность спроса на продукцию (кассовые аппараты). Оказалось, что вызвана она – чем бы вы думали? – проверками налоговых органов, которые проводятся достаточно регулярно.
В разделе необходимо отразить ситуацию с патентной защитой товара. Особенно это важно при выводе на рынок новой торговой марки. Использование наименования продукции, которое юридически не защищено, может привести к печальным последствиям: окажется, что кто-то раньше выпустил продукцию с таким же или похожим именем. Рекламный бюджет проекта может «вылететь в трубу».
Дается характеристика планируемым методам продвижения и каналам сбыта продукции. Например, создается собственная торговая сеть или предполагается реализация через существующие торговые сети.
Большим плюсом бизнес-плана будут протоколы о намерениях, предварительно заключенные договора на поставку продукции.