Бизнес-модель компании
Б. В. Дука
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ , Санкт-Петербург
Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года
Понятие, основные компоненты
В своей работе мы, как правило, используем анализ типовых бизнес-моделей отрасли. Бизнес-модель описывает степень диверсификации и тип интеграции, систему управления и продукцию фирмы. Таким образом, она определяет структуру и методы ведения бизнеса.
Мы анализируем деятельность российских и иностранных конкурентов наших клиентов. Для каждой отрасли и страны существуют типичные бизнес-модели. Важно понять, какова логика использования данной модели бизнеса в данной отрасли. Это знания позволяют нам определить и рекомендовать предпочтительный вариант для конкретной компании.
Основные компоненты бизнес-модели
не интегрированная |
вертикальная интеграция |
горизонтальная интеграция | |
Несвязанная диверсификация |
инжиниринг и производство только инжиниринг только производство сетевая компания | ||
Связанная диверсификация | |||
Специализация |
Впереди паровоза
Каждая компания имеет определенную степень диверсификации, тип интеграции и специализируется на определенном виде деятельности. Соответственно, в данной таблице можно насчитать 36 базовых бизнес-моделей. Однако на практике в каждой отрасли используются не более 3-5 из них.
Директор приборостроительного завода рассказывает: Один из наших акционеров американская компания, которая занимается литьем из пластмасс, пришла к нам на завод, чтобы организовать литьевое производство.
Стратегия этой фирмы привязка к заказчику. Например, Hewlett-Packard открывает филиал в Ирландии, и эта компания либо строит, либо покупает там же завод и производит для Hewlett-Packard литье.
Однако в России фирма оказалась впереди паровоза . Появилась в период приватизации и думала, что сейчас все к ней прибегут. А никто не пришел, потому что никто ничего не производил.
Компания предложила нам закрыть цех по переработке пластмассы и сдать его ей в аренду. Она поставит свое оборудование и начнет работать, а мы будем выступать в роли заказчиков. Но мы посчитали, что это экономически неэффективно: объем заказов невелик. Когда объем увеличится, фирма сможет понизить цену и предложенное решение станет рациональным .
Типовые бизнес-модели
Существует несколько типовых бизнес-моделей:
- компании осуществляют полный цикл (или большую его часть) разработки и производства продукта;
- занимаются преимущественно инжинирингом, а производство если и имеют, то только опытное. Изготовление всех деталей заказывают по субподряду (аутсорсинг);
- инжинирингом практически не занимаются, а, располагая передовым оборудованием, оказывают услуги по производству изделий на основе чужого инжиниринга и, при необходимости, под чужой торговой маркой;
- заказывают разработку продукта одной компании, производство второй, продажу третей, а ведение бухгалтерии четвертой (сеть).
Каждая из этих бизнес-моделей может иметь разные степени диверсификации, типы интеграции.
Все привык я делать сам
Развивать самостоятельно и производство, и инжиниринг. Подобным путем идет большинство российских компаний. Многие расходуют прибыль в соотношении: 50% на разработки и 50% на техническое перевооружение. Возникают сомнения: хватит ли этих пятидесяти процентов?
Соответственно, есть серьезная предпосылка для укрупнения российского бизнеса, в первую очередь за счет слияний, которые обеспечивают горизонтальную интеграцию и, в конечном итоге, дают повышение концентрации на отдельном продукте.
Наблюдается новая тенденция: российские компании входят в транснациональные корпорации. Таким образом они получают доступ не только к финансовым ресурсам, но и к знаниям о передовых технологиях, глобальном рынке.
Продолжение в выпусках: #175