Letyshops

Бизнес-модель компании

Б. В. Дука
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ , Санкт-Петербург

Начало в выпусках: #174

Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года

Не отрасль, а стратегия

Отказаться от большей части собственного производства и сосредоточиться на инжиниринге продукта. Эта бизнес-модель типична для швейных предприятий в развитых странах. Заказы на пошив размещаются в государствах Юго-Восточной Азии, что позволяет снижать издержки. Основные инвестиции направляются в разработки и раскрутку брэнда.

По такому пути пошли и некоторые российские швейные предприятия, например ООО Август (торговая марка OGGI ), российско-израильская компания SELA . Они размещают заказы на производство в России, в Юго-Восточной Азии.

Отрасль использует и другие бизнес-модели. Так, крупнейшая итальянская швейная компания Benetton имеет собственные предприятия по производству пряжи, полотна, тканей и пошиву одежды, то есть является вертикально-интегрированной структурой. Это позволяет оперативно внедрять в производство различные ноу-хау и контролировать качество конечной продукции по всем переделам.

Такая организация требует очень четкой логистики и оттягивает инвестиции с продвижения брэнда и инжиниринга на производственные мощности.

Вывод: выбор бизнес-модели определяется не только отраслью и страной, но и стратегией развития компании.

Только изготовитель

Отказаться от собственного инжиниринга и перейти на позицию изготовителя. В данном случае продукт компании услуга по изготовлению какого-либо изделия. Соответственно, технологические инновации одновременно являются и продуктовыми.

Например, Atchison Castings Corp. за последние десять лет купила в разных странах мира около 20 литейных заводов. Это и специализированные предприятия, и просто цеха, полученные на условиях аутсорсинга. В результате был создан крупнейший в мире бизнес по производству литья.

Заказчик приносит в Atchison Castings чертеж отливки, а компания изготавливает ее в любом количестве на том заводе (промышленной площадке), где лучше и дешевле это сделать. За счет специализации (концентрации, на одном сегменте рынка) Atchison Castings Corp. смогла стать одним из мировых лидеров отрасли.

Сетевые компании

Сетевые ( полые ) компании. Их ресурсы торговая марка, оборотный капитал и несколько менеджеров. Все остальное (разработку продукта, производство, продвижение, сервис) они приобретают у специализированных изготовителей . Полые компании строят весь бизнес вокруг идеи.

В России по аналогичному принципу была организована компания, которая создала и раскрутила известную марку туалетного мыла. Рецептура разрабатывалась в Германии, мыло производилось в Турции, а продвижением занималась независимая российская фирма.

Бизнес-модели металлургического машиностроения

Типовые бизнес-модели отрасли металлургического машиностроения

Бизнес- модель Системная интеграция Специализация Изготовление
Описание Строительство нового завода, цеха, комплексная модернизация Поставка высоко- технологичного узла или сменного оборудования Поставка железа (низко- технологичных узлов и деталей)
Ключевые навыки 1. Владение ноу-хау в области металлургических процессов по всем переделам

2. Владение технологией проектирования комплексных проектов

3. Умение управлять реализацией комплексных проектов

1. Владение технологией одного металлургического процесса

2. Владение технологией проектирования оборудования для данного металлургического процесса

3. Владение технологией изготовления оборудования для данного металлургического процесса

1. Наиболее дешевая технология изготовления

2. Выполнение условий контракта по качеству и срокам

Примеры компаний VAI (Voest-Alpine Stahl) STEL-TEK (машины газовой резки) Atchison Castings

Хорош инжиниринг, да зелен

С точки зрения долгосрочной перспективы, наиболее интересна роль инжиниринговой компании или компании, совмещающей производство и инжиниринг. Таким образом обеспечивается наибольший контроль над добавленной стоимостью.

У подавляющего большинства российских предприятий слишком мало ресурсов и возможностей, чтобы самостоятельно развить инжиниринг до мирового уровня. Одно из основных препятствий вчерашний менталитет.

Многие российские заводы еще не стали компаниями в полном смысле этого слова. Приоритетной задачей для них является загрузка производственных мощностей. Компания не должна слишком привязываться к мощностям. Ее главная ценность торговая марка. Все остальное можно производить самим или покупать на условиях аутсорсинга (по-русски это называется кооперация ). Критерии здесь: качество, дисциплина поставок и только потом цена.

 

 

Реклама: