Бизнес-модель компании
Б. В. Дука
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ , Санкт-Петербург
Начало в выпусках: #174
Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года
Не отрасль, а стратегия
Отказаться от большей части собственного производства и сосредоточиться на инжиниринге продукта. Эта бизнес-модель типична для швейных предприятий в развитых странах. Заказы на пошив размещаются в государствах Юго-Восточной Азии, что позволяет снижать издержки. Основные инвестиции направляются в разработки и раскрутку брэнда.
По такому пути пошли и некоторые российские швейные предприятия, например ООО Август (торговая марка OGGI ), российско-израильская компания SELA . Они размещают заказы на производство в России, в Юго-Восточной Азии.
Отрасль использует и другие бизнес-модели. Так, крупнейшая итальянская швейная компания Benetton имеет собственные предприятия по производству пряжи, полотна, тканей и пошиву одежды, то есть является вертикально-интегрированной структурой. Это позволяет оперативно внедрять в производство различные ноу-хау и контролировать качество конечной продукции по всем переделам.
Такая организация требует очень четкой логистики и оттягивает инвестиции с продвижения брэнда и инжиниринга на производственные мощности.
Вывод: выбор бизнес-модели определяется не только отраслью и страной, но и стратегией развития компании.
Только изготовитель
Отказаться от собственного инжиниринга и перейти на позицию изготовителя. В данном случае продукт компании услуга по изготовлению какого-либо изделия. Соответственно, технологические инновации одновременно являются и продуктовыми.
Например, Atchison Castings Corp. за последние десять лет купила в разных странах мира около 20 литейных заводов. Это и специализированные предприятия, и просто цеха, полученные на условиях аутсорсинга. В результате был создан крупнейший в мире бизнес по производству литья.
Заказчик приносит в Atchison Castings чертеж отливки, а компания изготавливает ее в любом количестве на том заводе (промышленной площадке), где лучше и дешевле это сделать. За счет специализации (концентрации, на одном сегменте рынка) Atchison Castings Corp. смогла стать одним из мировых лидеров отрасли.
Сетевые компании
Сетевые ( полые ) компании. Их ресурсы торговая марка, оборотный капитал и несколько менеджеров. Все остальное (разработку продукта, производство, продвижение, сервис) они приобретают у специализированных изготовителей . Полые компании строят весь бизнес вокруг идеи.
В России по аналогичному принципу была организована компания, которая создала и раскрутила известную марку туалетного мыла. Рецептура разрабатывалась в Германии, мыло производилось в Турции, а продвижением занималась независимая российская фирма.
Бизнес-модели металлургического машиностроения
Типовые бизнес-модели отрасли металлургического машиностроения
Бизнес- модель | Системная интеграция | Специализация | Изготовление |
Описание | Строительство нового завода, цеха, комплексная модернизация | Поставка высоко- технологичного узла или сменного оборудования | Поставка железа (низко- технологичных узлов и деталей) |
Ключевые навыки | 1. Владение ноу-хау
в области металлургических процессов по всем переделам
2. Владение технологией проектирования комплексных проектов 3. Умение управлять реализацией комплексных проектов |
1. Владение
технологией одного металлургического процесса
2. Владение технологией проектирования оборудования для данного металлургического процесса 3. Владение технологией изготовления оборудования для данного металлургического процесса |
1. Наиболее дешевая
технология изготовления
2. Выполнение условий контракта по качеству и срокам |
Примеры компаний | VAI (Voest-Alpine Stahl) | STEL-TEK (машины газовой резки) | Atchison Castings |
Хорош инжиниринг, да зелен
С точки зрения долгосрочной перспективы, наиболее интересна роль инжиниринговой компании или компании, совмещающей производство и инжиниринг. Таким образом обеспечивается наибольший контроль над добавленной стоимостью.
У подавляющего большинства российских предприятий слишком мало ресурсов и возможностей, чтобы самостоятельно развить инжиниринг до мирового уровня. Одно из основных препятствий вчерашний менталитет.
Многие российские заводы еще не стали компаниями в полном смысле этого слова. Приоритетной задачей для них является загрузка производственных мощностей. Компания не должна слишком привязываться к мощностям. Ее главная ценность торговая марка. Все остальное можно производить самим или покупать на условиях аутсорсинга (по-русски это называется кооперация ). Критерии здесь: качество, дисциплина поставок и только потом цена.