Letyshops

Организационное развитие российских предприятий. Истоки, проблемы и перспективы

Т. Кадыев
ООО БКГ менеджмент консалтинг , Москва

Конференция Исследовательско-консультационной фирмы "АЛЬТ" "Управление в России: менеджмент роста"
Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 года

Исторические предпосылки

Октябрьский переворот 1917 года открыл чистую страницу в формировании систем управления экономикой и отдельными предприятиями.

Большевистскому государству пришлось искать инструменты реализации провозглашенной политики государственного регулирования экономики: как на макроуровне, так и на уровне отдельных предприятий.

Поиск увенчался успехом. Решение навеяли тоталитаризм системы и опыт, полученный на момент выхода из гражданской войны. Пройдя путь от министерств-комиссариатов, государственная машина создала новый инструмент управления Госплан.

Реализуя государственное регулирование в форме жесткого межотраслевого перераспределения, Госплан был своего рода Генштабом экономического фронта. Здесь решались вопросы что, кому, сколько, где и для кого производить. Здесь выделялись ресурсы: деньги, люди, время.

На уровне микроэкономики также был применен испытанный военный принцип единоначалие директора под надзором комиссара. Правда, в отличие от армии, таких комиссаров было несколько.

Во-первых, наличие системы денежного обращения требовало организовать финансовый надзор за деятельностью первого лица предприятия. Такой надзор осуществлял бухгалтер, контролируемый, в свою очередь, по линии Минфина.

Во-вторых, военный принцип ротации кадров (партийные назначения на руководящие посты) заставлял отслеживать компетентность действий руководителя. Такой контроль осуществлял главный инженер, также попадавший под надзор по линии министерства или главка.

В-третьих, существовал реальный комиссар секретарь партийной организации. Он проверял всех и вся на предмет идеологической лояльности по отношению к власти. Подчиняясь исключительно промышленному отделу райкома, он был проводником направляющей силы партии Ленина на отдельно взятом предприятии.

Функциональное управление

Управленческие структуры на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале двадцатого века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер в концепции рациональной бюрократии:

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и ему подчиняется;
  • принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции специализация работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей;
  • принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими установками, получила название иерархической или бюрократической. В ее основе так называемый шахтный принцип построения ( принцип колодца ) и специализация управления по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ( шахта или колодец ), пронизывающая компанию сверху донизу.

Недостатки структуры, если они и были, с лихвой покрывались следующими ее достоинствами:

  • четкая система взаимных связей внутри функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия (один руководитель держит в своих руках контроль за всей совокупностью функций);
  • быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания сверху.

Все эти потенциальные преимущества были реализованы в советскую эпоху.

Найди отличия

Можно долго спорить о политических причинах экономического спада в постсоветский период. Но есть одна причина организационного характера, по которой ухудшение работы предприятий было неминуемо.

В чем основное отличие компании, действующей в условиях рынка, от предприятия советской эпохи? В ее функциональной полноте. Советским предприятиям не нужна была система сбыта и продвижения продукции: эту функцию брал на себя Госплан. Тотальный дефицит также гарантировал стабильность спроса.

Цель системы снабжения состояла в том, чтобы выбить сверхплановые лимиты. Установлением надежных партнерских отношений с поставщиками занимался Госплан. Предприятие было ограничено в выборе технологии: обновление производственных фондов также было задачей государственного планирования.

Предприятию не приходилось строить систему финансового менеджмента. Даже если возникали долги, их можно было просто списать.

Новое время мгновенно изменило правила игры. Система государственного планирования исчезла. Первая проблема, с которой столкнулись предприятия, неумение управлять финансовыми потоками в условиях полной самостоятельности. Правда, рынок отреагировал быстро в стране начался бум финансового образования.

Вторая проблема: продукцию надо научиться продавать. И в моду вошел маркетинг. Необходимость выстраивать отношения между компаниями увеличила востребованность юристов.

Так, шаг за шагом, предприятия создавали свою функциональную полноту.

Тем же путем пошли и компании новой волны , созданные с нуля . Иной управленческой практики в стране не было. Поиск решений в собственном опыте предопределял развитие линейно-функциональной системы управления на предприятиях. Таким образом, и старые , и новые компании одновременно столкнулись с незаметными ранее недостатками этой системы.

Продолжение в выпусках: #174

 

 

Реклама: