Letyshops

Дойти до точки... безубыточности

Анна Васина
Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ http://www.altrc.ru, anna@altrc.ru

Начало в выпусках: #184, #185

Опубликовано в журнале «The Chief», N 2, 2002 г.

Традиционный подход

Цены/Объемы производства А В Б
Фактический объем продаж, ед. /месяц 15 10 5
Цена за единицу продукции, руб./ед. 100 50 120
Итого объем реализации, руб/мес., –

2600

1500 500 600
Переменные затраты, руб./ед. 60 28 76
Постоянные затраты, руб./мес. 800
В том числе:      
налоги, включаемые в себестоимость (1% выручки от реализации); 26
лизинговые платежи; 90
аренда дополнительных производственных помещений; 64
прочие накладные расходы (заработная плата АУП, топливо, энергия, водоснабжение постоянного характера, амортизационные отчисления, ремонт) 620
Распределение постоянных затрат по видам продукции пропорционально объемам реализации 800*(1500/2600)

=461

800*(500/2600) =154 800*(600/2600) =185
Точка безубыточности (минимально допустимый объем продаж), ед.

Сравните полученные значения с фактическими!

461/(100–60)

=12 ед.

154/(50–28) =7 ед. 185/(120–76) =4 ед.

Управленческий подход

Цены/Объемы производства А В Б
Фактический объем продаж, ед./мес. 15 10 5
Цена за единицу продукции, руб./ед. 100 50 120
Итого объем реализации, руб./мес., –2600 1500 500 600
Переменные затраты плюс налог 1% с выручки от реализации (отражается в постоянных затратах, по сути соответствуя переменным затратами), руб./ед. 60+1=

61

28+0,5=

28,5

76+1,2=

77,2

Постоянные затраты, относящиеся на конкретный вид продукции, – В (лизинговые и арендные платежи), руб/мес. 0 90+64=

154

0
Распределение «оставшихся» нераспределенных постоянных затрат пропорционально объемам реализации, 620 руб./мес. 620*(1500/2600) = 358 620*(500/2600) = 119 620*(600/2600) = 143
Точка безубыточности (минимально допустимый объем продаж), ед. 358/(100–61) =9 ед. (119+154/(50–28,5) =13 ед. 143/(120–77,2) =3 ед.

Традиционный анализ говорит, что все в порядке: каждое изделие продается в достаточном объеме для покрытия своих затрат и вносит вклад в общую копилку прибыли.

Управленческий анализ показал, что лошадки (В) принесли компании убытки, не добрав до нормы 3 единицы (фактические продажи – 10, необходимые – 13), а суммарная прибыль была получена за счет матрешек и солдатиков. Лошадки не вывезли компанию к светлому (читаем – прибыльному) будущему, а оказались хомутом на шее. Так что при планировании объемов продаж необходимо сосредоточиться именно на их продвижении.

Кто виноват и что делать?

Теперь допустим, что предприятие работает стабильно, продает приблизительно на одну и ту же сумму, не сокращается, не расширяется, но точка безубыточности при этом растет. В таком случае стоит озаботиться будущим, ведь зарабатывать прибыль становится все сложнее. Однако одних только выводов недостаточно: хочется понять, кто виноват и что делать. Причиной создавшейся ситуации могут оказаться действия как поставщиков, так и самого предприятия.

Виновность поставщиков – повышение цен на поставляемые материалы, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Виновность предприятия: возможно, не стоило так поспешно повышать заработную плату; не исключено, невнимательно отнеслись к оборудованию, вследствие чего его ремонт или замена обошлись в изрядную сумму. Могли произойти изменения в структуре продаж, и компания стала продавать меньше прибыльной продукции.

Как известно, потенциальную прибыльность продаж характеризует ценовой коэффициент – разница между ценой и переменными затратами, поделенная на нее же. Чем он выше, тем большую прибыль в состоянии принести данная продукция и тем меньше ее нужно продавать для достижения прибыли. Проверим это на нашем примере:

Ценовой коэффициент у изделий В и А выше, чем у Б. Каких усилий (затрат) потребовало бы получение той же выручки (2600 руб. /мес.), если бы предприятие продавало только А и В?

  А В Б
Ценовой коэффициент (цена – переменные затраты)/цена (100–61)/100 = 39% (50–28,5)/50 = 43% (120–77,2)/12 =36%
Возможный объем продаж, ед. /мес. 11 30 0
Цена за единицу продукции, руб./ед. 100 50  
Итого объем реализации, руб./мес. 1100+1500 = 2600
Переменные затраты, руб./ед. 60 28  
Итого переменные затраты, руб/мес. 660+840 = 1500
Постоянные затраты, руб./мес. 800
Прибыль, руб./мес. 300
Точка безубыточности, руб./мес. 800/(2600–1500)*2600=1890

Итак, 2600 руб. в месяц можно получить «меньшими усилиями», то есть меньшими затратами (в базовом варианте затраты – 1560 руб./мес., точка безубыточности – 2000 руб./мес.), если сконцентрироваться на продаже продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами.

Конечно, на наши рекомендации способен наложить вето его величество рынок, но и с ним нетрудно договориться.

Деньги, «высвободившиеся» за счет отказа от производства Б (1560–1500=60 руб.), стоит направить на рекламную компанию «фаворита» В. Таким образом, снизить точку безубыточности можно, не только снижая затраты, но и изменяя структуру реализуемой продукции.

Продолжение в выпусках: #187, #188

 

 

Реклама: