Не изменяйте финансовому анализу со статистическим
|
Анна Васина Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ |
Опубликовано в «The CHIEF» N 4, 2002 год |
Как ваше здоровье? | Все несчастные предприятия несчастливы одинаково | Оставим штампы для конвертов |
Распространенный штамп финансового анализа – поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле. Самым многострадальным в этом плане является коэффициент общей ликвидности. Суть это коэффициента – оценка потенциальной способности предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов. Величина же определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (Итог раздела II Баланса/Итог раздела V Баланса). Текущие обязательства компании – это то, что мы должны поставщикам за материалы (кредиторская задолженность), а также налоги и заработная плата, которую мы обязаны будем выплатить в установленный законом срок (налоги и зарплату мы платим не ежедневно, а в определенные сроки, поэтому возникают «временные» долги перед бюджетом и персоналом). Наконец, это полученные от покупателей авансы, привлеченные краткосрочные кредиты. Оборотными активами являются: приобретенные сырье и материалы, находящаяся в процессе изготовления продукция (незавершенная продукция), хранящиеся на складе и ожидающие отгрузки готовые изделия, а также задолженность покупателей за продукцию отгруженную (дебиторская задолженность).
Снижение коэффициента ликвидности наводит на мысль, что возможности предприятия по погашению обязательств начинают снижаться. Логично обеспокоиться этим вопросом, найти причины ухудшения ситуации и варианты ее исправления. Минимальные знания дробей позволяют сказать: причина снижения коэффициента – опережающий рост знаменателя по сравнению с ростом числителя. Очень часто этим математическим ключом пытаются открыть экономический смысл, например: «Снижение показателя общей ликвидности вызвано слишком большой кредиторской задолженностью. Для повышения коэффициента общей ликвидности необходимо сокращать кредиторскую задолженность и наращивать величину оборотных активов». Переведем этот вывод на управленческий язык. Получается, что для улучшения платежеспособности компании рекомендуется отказаться от авансов покупателей, платить кредиторам как можно скорее и даже стараться платить зарплату и налоги чаще, чем это требуется (все это относится к рекомендации сократить обязательства). Совет наращивать оборотные активы означает закупать запасы на много лет вперед, затоваривать склад готовой продукции, позволять покупателям вообще не платить по счетам, стараться выплачивать как можно большие авансы поставщикам. Как вам такие рекомендации по улучшению состояния компании? |
Продолжение в выпусках: #194, #195, #196 | ||
<<предыдущая | [1][2][3] | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |