Letyshops

Стратегическое планирование

Н. П. Николенко
вице-президент Промышленно-Страховой Компании, к.э.н., доцент

Начало в выпусках: #174

Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года

Стратегия (концепция) развития компании

Концепция развития определяет стратегические цели компании и пути их достижения.

Основные составляющие стратегии (в приложении к нашей фирме):

a. Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры страхового рынка.

b. Философия, миссия, цели и задачи:

  • Цель. Компания диверсифицированная универсальная страховая организация, которая оказывает весь спектр страховых услуг, но специализируется на личном страховании;
  • Миссия. Предоставить корпоративным и индивидуальным клиентам широкий спектр страховых услуг и страхового обслуживания высочайшего класса.

c. Стратегия в области страховой деятельности:

  • приоритетные виды деятельности;
  • сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;
  • доля компании в общероссийском объеме страховой премии по годам и видам страхования;
  • место компании в списке крупнейших страховщиков России.

d. Маркетинговая стратегия:

  • страховые продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса;
  • системы продажи продуктов;
  • доля различных форм распространения продуктов в общем объеме страховой премии;
  • новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;
  • ценовая политика;
  • система формирования спроса на услуги;
  • рекламная стратегия.

e. Инвестиционная политика:

  • анализ инвестиционной среды;
  • принципы инвестиционной политики;
  • приоритетные направления инвестиций;
  • прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.

f. Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):

  • система подбора и обучения персонала;
  • система стимулирования;
  • корпоративная культура и ценности;
  • система коммуникаций.

g. Региональная политика:

  • краткий анализ регионов России;
  • перечень вновь открываемых филиалов;
  • система взаимоотношений головной компании и филиалов.

h. Стратегия в области международной деятельности.

Реализация стратегии, оценка и контроль

Особенность процесса реализации стратегии состоит в том, что он лишь создает базу для достижения компанией поставленной цели.

Нередко фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Причины: неверно проведен анализ и сделаны выводы; произошли непредвиденные изменения во внешней среде; управление не может должным образом использовать имеющийся у компании потенциал (особенно человеческий).

Основная задача этапа реализации создать необходимые предпосылки для успешного осуществления стратегии. Иными словами: провести стратегические изменения, которые подготовят организацию к тому, что претворить стратегию в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии логически завершают процесс стратегического управления. Они обеспечивают устойчивую обратную связь между работой по достижению целей и самими целями, стоящими перед фирмой.

Основные задачи любого контроля:

  • определить, что и по каким показателям проверять;
  • оценить состояние контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
  • выяснить причины отклонений, если последние обнаружены в ходе оценки;
  • провести корректировку, если это необходимо и возможно.

Кто отвечает за разработку стратегии

Непосредственно Президент (Генеральный директор) компании. Вице-президенты по производству, маркетингу, финансам, кадрам и другие функциональные руководители отвечают за разработку и выполнение стратегии в рамках своих полномочий (маркетинговая стратегия, финансовая и т. д.).

Могут создаваться специальные органы:

  • центры стратегического анализа;
  • центры стратегического планирования;
  • центры развития.

Они обрабатывают необходимую информацию, координируют деятельность отделов и служб.

Совет директоров отвечает за то, чтобы стратегическое управление осуществлялось правильно. Он официально утверждает корпоративный стратегический план.

Что ждет компанию, не имеющую бизнес-стратегии?

Отсутствие стратегического управления проявляется следующим образом:

  • организации планируют свою деятельность исходя из того, что внешняя среда не будет меняться;
  • выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей;
  • преобладают тактические мероприятия (совещания, отчеты и т. д.);
  • уменьшается доля на рынке, теряются конкурентные преимущества, что приводит к гибели фирмы.

 

 

Реклама: