Стратегическое планирование
Н. П. Николенко
вице-президент Промышленно-Страховой Компании, к.э.н., доцент
Начало в выпусках: #174
Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года
Стратегия (концепция) развития компании
Концепция развития определяет стратегические цели компании и пути их достижения.
Основные составляющие стратегии (в приложении к нашей фирме):
a. Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры страхового рынка.
b. Философия, миссия, цели и задачи:
- Цель. Компания диверсифицированная универсальная страховая организация, которая оказывает весь спектр страховых услуг, но специализируется на личном страховании;
- Миссия. Предоставить корпоративным и индивидуальным клиентам широкий спектр страховых услуг и страхового обслуживания высочайшего класса.
c. Стратегия в области страховой деятельности:
- приоритетные виды деятельности;
- сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма;
- доля компании в общероссийском объеме страховой премии по годам и видам страхования;
- место компании в списке крупнейших страховщиков России.
d. Маркетинговая стратегия:
- страховые продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса;
- системы продажи продуктов;
- доля различных форм распространения продуктов в общем объеме страховой премии;
- новые каналы и передовые технологии распространения продуктов;
- ценовая политика;
- система формирования спроса на услуги;
- рекламная стратегия.
e. Инвестиционная политика:
- анализ инвестиционной среды;
- принципы инвестиционной политики;
- приоритетные направления инвестиций;
- прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам.
f. Стратегия по работе с персоналом (кадровая стратегия):
- система подбора и обучения персонала;
- система стимулирования;
- корпоративная культура и ценности;
- система коммуникаций.
g. Региональная политика:
- краткий анализ регионов России;
- перечень вновь открываемых филиалов;
- система взаимоотношений головной компании и филиалов.
h. Стратегия в области международной деятельности.
Реализация стратегии, оценка и контроль
Особенность процесса реализации стратегии состоит в том, что он лишь создает базу для достижения компанией поставленной цели.
Нередко фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Причины: неверно проведен анализ и сделаны выводы; произошли непредвиденные изменения во внешней среде; управление не может должным образом использовать имеющийся у компании потенциал (особенно человеческий).
Основная задача этапа реализации создать необходимые предпосылки для успешного осуществления стратегии. Иными словами: провести стратегические изменения, которые подготовят организацию к тому, что претворить стратегию в жизнь.
Оценка и контроль реализации стратегии логически завершают процесс стратегического управления. Они обеспечивают устойчивую обратную связь между работой по достижению целей и самими целями, стоящими перед фирмой.
Основные задачи любого контроля:
- определить, что и по каким показателям проверять;
- оценить состояние контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
- выяснить причины отклонений, если последние обнаружены в ходе оценки;
- провести корректировку, если это необходимо и возможно.
Кто отвечает за разработку стратегии
Непосредственно Президент (Генеральный директор) компании. Вице-президенты по производству, маркетингу, финансам, кадрам и другие функциональные руководители отвечают за разработку и выполнение стратегии в рамках своих полномочий (маркетинговая стратегия, финансовая и т. д.).
Могут создаваться специальные органы:
- центры стратегического анализа;
- центры стратегического планирования;
- центры развития.
Они обрабатывают необходимую информацию, координируют деятельность отделов и служб.
Совет директоров отвечает за то, чтобы стратегическое управление осуществлялось правильно. Он официально утверждает корпоративный стратегический план.
Что ждет компанию, не имеющую бизнес-стратегии?
Отсутствие стратегического управления проявляется следующим образом:
- организации планируют свою деятельность исходя из того, что внешняя среда не будет меняться;
- выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей;
- преобладают тактические мероприятия (совещания, отчеты и т. д.);
- уменьшается доля на рынке, теряются конкурентные преимущества, что приводит к гибели фирмы.