Letyshops

Страх перед арифметикой

Рональд Финк
CFO Magazine

Доверие потерять легко...

Трудно точно сказать, что может ликвидировать кризис доверия на корпоративном рынке капитала и долговых обязательств. В июне кризис лишь усугубился, когда компания WorldCom, некогда лидер в сфере телекоммуникаций, призналась, что завысила движение денежных средств за предыдущие пять кварталов почти на 4 млрд. долларов. А когда индексы S&P 500 и Nasdaq Composite упали ниже, чем когда-либо за предыдущие пять лет, финансисты оказались в драматическом положении.

Однако они и сами в состоянии побороть сомнения общественности – улучшив практику финансовой отчетности. Более того, надо бы для начала откровенно признать такую необходимость.

Некоторые компании делают первые робкие шаги в этом направлении. Среди них Cisco Systems, General Electric, IBM, Krispy Kreme, Priceline.com, Sears, Roebuck. Опрос финансистов в листинговых компаниях, проведенный недавно журналом CFO, вскрыл и иные факты. Почти 60% респондентов говорят, что за последние 3 месяца предоставили инвесторам больше информации. Столько же заявили о намерении увеличить раскрытие в следующие 12 месяцев. С другой стороны, 40% не видят необходимости предоставлять дополнительную информацию.

Из опроса также следует, что многим нельзя на этом останавливаться. Более половины (54%) из 141 респондента сказали, что сообщают предварительные итоги в квартальной отчетности о прибыли, но 18% из них не согласуют эти итоги с общепринятыми бухгалтерскими принципами США (US GAAP), хотя Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) это рекомендует. Еще более тревожит то, что 17% респондентов сообщили о давлении со стороны руководителей, которые требуют искажать результаты отчетности.

5% респондентов сказали, что их практика отчетности нарушает GAAP. Чаще всего это касается резервов и учета прибыли.

Велика ли вероятность, что нарушители исправятся? Итоги опроса и опыт показывают, что компании меняются неохотно и рискуют подорвать последние крохи доверия, которое пытаются восстановить.

Под подозрением

Необходимость улучшений кажется неоспоримой. Хотя экономика подает признаки оживления, рынки капитала по-прежнему в тени подозрений, главным образом в отношении достоверности корпоративной финансовой отчетности.

Некоторые финансовые директора признают, что обязаны помочь восстановить доверие. Из-за Enron компании фактически стали строже соблюдать стандарты отчетности, говорит Рэнди Касстивенс (Randy Casstevens), финансовый директор в Krispy Kreme Doughnuts Inc. (торговля пончиками и франчайзинг) из города Уинстон-Сэлем, штат Северная Каролина. Мы готовы делать все возможное, чтобы общественность нам больше доверяла .

Вопрос, однако, в том, удастся ли это в отсутствие правил и норм. Как утверждает Касстивенс, чтобы восстановить доверие, нужна совокупность мероприятий в частной и общественной сфере.

Проведенный CFO опрос по корпоративной финансовой отчетности показывает, что иные финансисты противятся переменам, которые могли бы избавить их от подозрений инвесторов. Почти 80% тех респондентов нашего опроса, которые держат задолженность за балансом с помощью особых хозяйственных объектов (special-purpose entities, SPE), вообще не собираются ее консолидировать. И это несмотря на то, что почти 42% из них гарантируют инвестиции внешних инвесторов в таких сделках!

По существующим бухгалтерским правилам, когда вклады внешних инвесторов защищаются через SPE, активы последних необходимо консолидировать.

Отстающие

В отдельных случаях сопротивление налицо. Возьмем IBM. Из года в год ее критиковали за то, что приход от реализованных активов здесь проводят как снижение накладных расходов, искусственно завышая отчетную прибыль, но IBM изо всех сил отстаивала эту практику. Если верить прессе, она даже игнорировала требование SEC о запрете незаконного учета. Наконец, прошлой весной компания подчинилась и исключила разовые доходы в затратах на реализацию, а также общих и административных издержках из формы 10-К, проведя их отдельной строкой в отчете о прибылях и убытках.

Это изменение, как и изъятие дохода от интеллектуальной собственности из расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, вскрыло тот факт, что реальные накладные расходы компании в 2000 году составили 17,5 млрд. долларов, то есть на 12% больше, чем 15,6 млрд., указанные в предыдущей 10-К.

Финансовый директор IBM Джон Джойс (John Joyce) заявил журналу BusinessWeek, что эти изменения станут лучше отражать финансовую силу компании. Есть мнение, что IBM с опозданием оценила достоинства прозрачности, которая, при прочих равных, снизит стоимость капитала.

Это их религия , говорит Чарлз Малфорд (Charles Mulford), профессор бухучета в Технологическом институте Джорджии. Впрочем, похоже, IBM сменила настрой не по своей воле, и вряд ли такой оборот событий произведет впечатление на скептиков.

Практику отчетности улучшила еще одна компания Priceline.com. Аналитики уверяют, что теперь легче сравнивать предварительные результаты в пресс-релизах этой онлайновой кассы проездных билетов с результатами по US GAAP.

Буквально в прошлом году, отмечает Дэвид Катман (David Kathman) из чикагской Morningstar, приходилось прямо-таки выкапывать информацию, чтобы сравнить итоги Priceline по GAAP с предварительными итогами, на которые компания обращала внимание инвесторов в первых строках публикации. Зато данные, необходимые для того, чтобы понять итоги по GAAP, говорит Катман, хоронили в таблице . Теперь же цифры Priceline по GAAP тоже почти на виду.

Представитель компании Брайан Эк (Brian Ek) отмел предположение, что компания изменила практику отчетности. Хотелось бы, чтобы нас не зря хвалили за улучшения, говорит Эк, но утверждает, что улучшений нет. Мы всегда согласовывали предварительные итоги с GAAP .

Может, и так. И все же в первых строках публикации о прибыли Priceline за I квартал 2001 года компания сообщила о предварительном убытке в размере 3% от цены акции, причем до издержек на реструктуризацию и чрезвычайных затрат. И только в таблице далее показано, что это за статьи. А вот в публикации за II квартал 2002 года предварительная прибыль указана и по GAAP, к тому же обе цифры, равные 2 центам, находятся в пределах нескольких предложений друг от друга.

Разумеется, у Priceline теперь меньше причин запутывать сравнение предварительных итогов и GAAP: ведь пузырь Интернета уже лопнул, и компания вновь вышла на прибыль, не только по внутренним, но и по общепринятым принципам учета. Теперь они выглядят гораздо лучше, как нишевый игрок на рынке туристических услуг, а не гигант е-коммерции, говорит Катман, и показывают в отчете по GAAP ту же прибыль, что и в предварительном отчете .

Продолжение в выпусках: #194, #195

 

 

Реклама: