Letyshops

Страх перед арифметикой

Рональд Финк
CFO Magazine
Доверие потерять легко... | Под подозрением | Отстающие

В отдельных случаях сопротивление налицо. Возьмем IBM. Из года в год ее критиковали за то, что приход от реализованных активов здесь проводят как снижение накладных расходов, искусственно завышая отчетную прибыль, но IBM изо всех сил отстаивала эту практику. Если верить прессе, она даже игнорировала требование SEC о запрете незаконного учета. Наконец, прошлой весной компания подчинилась и исключила разовые доходы в затратах на реализацию, а также общих и административных издержках из формы 10-К, проведя их отдельной строкой в отчете о прибылях и убытках.

Это изменение, как и изъятие дохода от интеллектуальной собственности из расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, вскрыло тот факт, что реальные накладные расходы компании в 2000 году составили 17,5 млрд. долларов, то есть на 12% больше, чем 15,6 млрд., указанные в предыдущей 10-К.

Финансовый директор IBM Джон Джойс (John Joyce) заявил журналу BusinessWeek, что эти изменения станут лучше отражать финансовую силу компании. Есть мнение, что IBM с опозданием оценила достоинства прозрачности, которая, при прочих равных, снизит стоимость капитала.

Это их религия , говорит Чарлз Малфорд (Charles Mulford), профессор бухучета в Технологическом институте Джорджии. Впрочем, похоже, IBM сменила настрой не по своей воле, и вряд ли такой оборот событий произведет впечатление на скептиков.

Практику отчетности улучшила еще одна компания Priceline.com. Аналитики уверяют, что теперь легче сравнивать предварительные результаты в пресс-релизах этой онлайновой кассы проездных билетов с результатами по US GAAP.

Буквально в прошлом году, отмечает Дэвид Катман (David Kathman) из чикагской Morningstar, приходилось прямо-таки выкапывать информацию, чтобы сравнить итоги Priceline по GAAP с предварительными итогами, на которые компания обращала внимание инвесторов в первых строках публикации. Зато данные, необходимые для того, чтобы понять итоги по GAAP, говорит Катман, хоронили в таблице . Теперь же цифры Priceline по GAAP тоже почти на виду.

Представитель компании Брайан Эк (Brian Ek) отмел предположение, что компания изменила практику отчетности. Хотелось бы, чтобы нас не зря хвалили за улучшения, говорит Эк, но утверждает, что улучшений нет. Мы всегда согласовывали предварительные итоги с GAAP .

Может, и так. И все же в первых строках публикации о прибыли Priceline за I квартал 2001 года компания сообщила о предварительном убытке в размере 3% от цены акции, причем до издержек на реструктуризацию и чрезвычайных затрат. И только в таблице далее показано, что это за статьи. А вот в публикации за II квартал 2002 года предварительная прибыль указана и по GAAP, к тому же обе цифры, равные 2 центам, находятся в пределах нескольких предложений друг от друга.

Разумеется, у Priceline теперь меньше причин запутывать сравнение предварительных итогов и GAAP: ведь пузырь Интернета уже лопнул, и компания вновь вышла на прибыль, не только по внутренним, но и по общепринятым принципам учета. Теперь они выглядят гораздо лучше, как нишевый игрок на рынке туристических услуг, а не гигант е-коммерции, говорит Катман, и показывают в отчете по GAAP ту же прибыль, что и в предварительном отчете .

Продолжение в выпусках: #194, #195
<<предыдущая [1][2][3]
[вид для печати]
© CFO

 

 

Реклама: