Будь проще, парень
Джейк Статэм
По единому образцу
Спросите Филипа Скорджи (Philip Scorgie) о главном улучшении ИТ на его предприятии за последние годы, и он назовет не новомодные беспроводные технологии или туманные решения электронного обмена данными. Он просто скажет, что впервые за прошедшее время все приложения его компании читают один и тот же скрипт. Скорджи возглавляет информационные службы в азиатской юридической фирме Deacons, где работает около 650 человек. За прошедшие 4 года Скорджи коренным образом изменил использование данных и управление технологическими ресурсами в большой гонконгской практике Deacons, стандартизировав инфраструктуру ИТ.
Вместо хаоса, когда важная юридическая информация разбросана по несовместимым базам данных, а каждый ПК вручную собран по разным спецификациям, Скорджи перевел всю практику в единую вычислительную среду на идентичных машинах от одного поставщика. В итоге система сегодня и удобнее, и гораздо стабильнее: раз все отконфигурировано одинаково, проще избежать отказов. Упростилась и модернизация: ведь уже ни к чему размещать заказы у разных поставщиков, планировать и загружать патчи с разных сайтов и обрабатывать десятки счетов-фактур. А юристы наконец получили прямой доступ к нужной информации со своих настольных компьютеров.
Скоро трансформация завершится. В конце 2002 года, после 12 месяцев работы, Microsoft SQL Server заменит старинную систему практики. Скорджи говорит, что предыдущая система на Unix была надежнее (вопрос спорный), но малая затратность и лучшая совместимость перевешивают любые недостатки. Суть в том, что интегрированные продукты в конечном счете надежнее, так как ими проще управлять , говорит Скорджи.
Поднимая флаг
Простота управления. Эти два слова могут стать лозунгом для финансистов, от которых требуют лучшей рентабельности ИТ в пору, когда корпоративные вычислительные ресурсы осваивают все новые направления. Беспроблемная и дешевая интеграция данных, приложений и бизнес-процессов уже давно стала главной заботой и начальников ИТ-отделов, и финансистов, справедливо вопрошающих, зачем списывать надцатую фирменную систему, на внедрение которой ушли тысячи человеко-часов.
Однако по мере того, как глобализация и развитие е-бизнеса делают ИТ разнообразнее (с чем сталкивается большинство компаний), некая объединяющая структура становится важнее, чем когда-либо, и при этом все менее достижима. Перед директором по информации стоит сверхзадача: снизить затраты и поднять производительность, говорит генеральный управляющий Sun Microsystems в Гонконге Дэнни Там (Danny Tam). Отсюда стремление к консолидации .
Найджел Ли (Nigel Lee), директор консалтинговых служб американского гиганта ИТ-услуг EDS в Азиатско-тихоокеанском регионе, отмечает возросший интерес к стандартизации со стороны руководителей ИТ, которые в пору Интернет-бума хватали технологии охапками. Теперь, в более жестких экономических условиях, на них давят финансисты, требуя обосновать разнообразие приложений, набранных в фазе подъема.
Для финансистов, взвешивающих стратегии интеграции, решение о стандартизации в основном сводится к одной из двух противоположных школ. С одной стороны, метод лучших марок когда с учетом конкретных задач выбирают системы, а потом решают, как научить их общаться.
Впрочем, стандартизация не требует отказаться от этого способа в пользу метода сквозных тотальных решений, где вопрос интеграции решают путем приобретения компонентов от строго ограниченного числа поставщиков. Оба подхода имеют преимущества, и выбор в пользу одного из них зависит от текущей ситуации в компании, ее потребностей и уровня ее привязанности к инфраструктуре старого ПО.
Гонконгское предприятие CLP Power выбрало сквозной подход и пока не жалеет о своем решении. Головная фирма с годовым оборотом 3,2 млрд. долларов находится на финишной прямой многолетней реструктуризации ИТ, которая должна снизить количество приложений на предприятии, рационализировать поставку аппаратного обеспечения и стандартизировать бизнес-группы на базе Microsoft и SAP.
Переход оказался настолько успешным, что энергетики добились снижения общих затрат на парк ПК на 18% и ожидают серьезной экономии благодаря интегрированной системе планирования ресурсов предприятия (ERP). Компания отказалась раскрыть цифры, но в своей брошюре прогнозирует экономию в сумме 150 млн. гонконгских (19,2 млн. американских) долларов.
Решение о стандартизации впервые созрело в 1998 году, когда компания искала финансовый пакет взамен своей системы на базе старой ЭВМ. Директор по информации Ричард Брисбен-Коэн (Richard Brisbane-Cohen) вспоминает, как администрация старалась, чтобы выбор зависел не только от технических достоинств конкурентных пакетов: требовалась синергетика. Когда хочешь связать 3000 персоналок и более 200 серверов, в конце концов оказывается, что если остановиться на простой сети, то игра не стоит свеч , говорит он.
Поначалу, однако, пришлось рационализировать то, что уже имелось: громадный и трудно управляемый набор несовместимых платформ, дублирующих программ и железа всех видов. У нас было все, от всех возможных поставщиков, шутит Брисбен-Коэн. В компьютерных залах на каждой полке было что-то свое . Это не только мешало торговаться с поставщиками, но и осложняло обслуживание и эксплуатацию специалистам по ИТ нужны очень разные знания.
Решение Брисбен-Коэна: устранить разнобой. Всех клиентов электронной почты во всех подразделениях (полная гамма от Eudora до Novell GroupWise) перевели на Microsoft Outlook. Разрозненные версии Word, Excel, PowerPoint и выпуски Microsoft Office консолидировали. Теперь стандарт Office 2000. Где это оказалось практичным, Server случайный набор баз данных заменили на Microsoft SQL. Прекратили чехарду с оперативными системами. Теперь почти все настольные компьютеры, серверы и приложения SAP работает под Windows 2000.
Дошла очередь и до железа. Года два-три назад мы не могли толком проверить число сборных машин в нашем центре данных , признается Брисбен-Коэн. Теперь у нас договор с Compaq (который недавно объединился с Hewlett-Packard) о поставке серверов, настольных компьютеров и части (не всех) ноутбуков. CLP Power стандартизирует даже сетевое и переключающее оборудование, чтобы повысить эффективность и гибкость, или, как говорит Брисбен-Коэн, архитектурное значение , благодаря единой сети.
Усушка и утруска
Изменился не только объект но и способ приобретения. Сузив число поставщиков, CLP выяснила, что проще автоматизировать снабжение и отдать на подряд настройку и инсталляцию новых машин; зачастую можно целиком исключить из процесса отдел ИТ. Любой руководитель с бюджетными полномочиями может сам оформить покупку в онлайне, и машину поставят с нужным ПО и конфигурацией по указанию компании, без вмешательства отдела ИТ CLP. При покупке крупной партии, где требуется решение на уровне компании, CLP все чаще участвует в онлайновых аукционах с другими региональными предприятиями, добиваясь выгодных цен.
Стандартизация дала ряд явных финансовых выгод. Долгосрочные договоры с крупными поставщиками экономят затраты и облегчают бюджетное планирование. А интегральный подход позволил CLP заменить набор разрозненных программ версиями, которые работают не хуже и при этом дешевле. Базы данных Microsoft SQL Server, например, обходятся раз в десять дешевле, чем раньше, говорит Брисбен-Коэн, приятно удивленный жизнеспособностью системы.
Есть и менее заметная отдача. Например, перегруженное начальство меньше ругается по поводу файлов, которые не открываются, и приложений, которые где-то работают, а где-то нет. А так как ПО и машины одинаковы, программы и файлы хорошо сочетаются. Если что-то вышло из строя, проще найти причину. В итоге техобслуживание меньше времени тратит на помощь на месте и больше на работу с запросами централизованных справочных служб. Одна из выгод стандартизации централизация правил работы и контроля , говорит Брисбен-Коэн.
Стандартизация самых обычных персоналок, серверов и рабочих приложений это, конечно, благо, но она ничто в сравнении с выгодой от роста производительности и экономии затрат, которых CLP ожидает благодаря интеграции ERP на SAP. CLP уже установила первые компоненты системы SAP для всего предприятия кадры, обслуживание клиентов, выставление счетов, и рабочее управление. Брисбен-Коэн надеется, что система окупится за 20 месяцев.
Прежде чем купить SAP, компания работала с ПО разных фирм, а многое разрабатывала своими силами. У нас были системы снабжения, управления ТМЗ, управления на базе снабжения, сотни разных приложений , говорит Брисбен-Коэн. Они постепенно будут отключаться и заменяться системами на базе SAP. За три года предполагается сократить число систем ИТ в компании на 30%. Кроме простоты и совместимости, главное преимущество дешевизна внедрения. Создание интерфейса обходится в 20-30% от проектной стоимости. Огромная работа. В принципе мы передали SAP затраты по созданию интерфейса , говорит он.
Продолжение в выпусках: #200