Letyshops

Чужие

Регина Херцлингер

Опыт работы в советах девяти крупных публичных компаний и многих мелких частных фирм научил меня с уважением относиться к управленческим бухгалтерам, которые помогают директорам понимать, оценивать и управлять ситуацией.

Однако в некоммерческих и неправительственных организациях (НПО) управленческие бухгалтеры, как правило, занимают весьма скромное место. Это особенно грустно, потому что именно таким организациям их помощь особенно необходима.

Не имея встроенного механизма контроля за деятельностью и расчетов с клиентами и собственниками, НПО гораздо больше, чем коммерческие предприятия, нуждаются в данных управленческого учета для планирования и оценки своей деятельности. Управленческие бухгалтеры могут сыграть здесь решающую роль.

Клиенты некоммерческих и правительственных организаций далеко не всегда в состоянии потребовать от них отчета. Представим себе бездомных воплощение бесправия клиентов НПО. Они, как и многие другие, бедны и/или ослаблены физически и эмоционально. У них нет возможности выбирать. Нередко они лишь частично оплачивают услуги, а организация, которая эти услуги оказывает, как правило, является монополистом.

Хотя права избирателей, перед которыми отчитываются руководители НПО, в чем-то похожи на права акционеров в публичных компаниях, влияние последних значительно больше.

На те или иные шаги руководства фирмы акционеры могут быстро и недвусмысленно отреагировать на фондовом рынке. Обратная связь избирателей ограничивается редкими днями выборов и не привязана к конкретным действиям (растущая популярность референдумов объясняется желанием избирателей наладить четкую обратную связь с правительством).

Институты, призванные контролировать некоммерческие организации, остро ощущают недостаток отчетности.

Три четверти руководителей НКО признают наличие проблем с открытостью и ответственностью . Более половины утверждают, что это будет и дальше подрывать доверие общества к некоммерческому сектору .

Понимают это и члены советов, и волонтеры некоммерческих организаций: слишком многие из них видят, что результаты их работы не сравнимы с приложенными усилиями.

Важность проблемы подчеркивается высокой активностью надзора за НКО. Практически все главы фирм из списка US Fortune 500 состоят в советах некоммерческих организаций, а 36% из них в шести одновременно. Почти столько же тратят на работу в совете десять и более часов в месяц. Всего в НКО добровольно работают свыше одной шестой населения США.

Главная причина недовольства граждан: некоммерческие организации не дают даже самой простой информации о результатах своей работы.

Например, некая уважаемая НКО занимается реабилитацией раненых. Ее намерения, вне всяких сомнений, благородны. Однако ее теория, что каждый вложенный доллар приносит социальную пользу, несостоятельна , по мнению The Chronicle of Philanthropy. Газета провела большое исследование и обнаружила, что многие из тех, кто прошел переобучение в подобных организациях, по-прежнему не готовы работать.

Правительственные организации так же, как и некоммерческие, страдают от отсутствия данных управленческого учета. В итоге доверие к ним постоянно падает: с 80% в безмятежные дни президента Кеннеди до жалких 20% тридцать лет спустя.

Недостаток отчетности отражается и на активности избирателей. На выборы в Конгресс США в 1998 г. явились 33%, тогда как в 1960 г. 59%. Сопоставим с увеличением числа американских семей, владеющих акциями: 19% в 1983 г. и 48% в 1999 г.! Откуда такая разница? Одна из причин отсутствие информации о государственном секторе и огромный поток данных о финансовом.

Продолжение в выпусках: #168, #169, #170

 

 

Реклама: