Развитие предприятия
|
Гончарук В.А |
Продолжение. |
Структура и технологии. Принципы построения структуры | Централизация и децентрализация |
Любая организационная структура предприятия – результат компромисса между тем, как «надо бы» строить, и тем, как построить возможно. «Надо бы» определяется стратегией: собственно структура – это инструмент для эффективного достижения поставленных целей. «Возможно» зависит от комбинации ресурсов и технологий, имеющихся в распоряжении руководителя. Других ограничений для проектировки не существует. В одном из интервью с владельцами предприятий (консультанты О. Дудченко, А. Мытиль) собственник, грузин по национальности, так объяснял причины нежелания изменить оргструктуру: «Моя фирма – как грузинский дворик. Все строения созданы с любовью, строго индивидуально, все имеют историю. Для меня сломать все это под типовой проект – ножом по сердцу». Он был прав в том смысле, что ломать индивидуальную и вполне работоспособную конструкцию действительно жалко. Но одновременно и ошибался, считая, что слом необходим. Рискнем заявить, что как раз шаблонное построение свидетельствует о непрофессионализме руководителя, который отказывается от реальных преимуществ организации в пользу эфемерных типовых. Вероятнее всего, он их не получит. Организационная структура предприятия включает:
Первая часть несет минимальную нагрузку. На некоторых предприятиях нарисованная менеджером по кадрам схема даже не затрудняет работу организации: там эту схему просто не знают. Говоря об изменениях в оргструктуре, мы имеем в виду фактическую корректировку управленческих алгоритмов: планирования, координации, мотивации и контроля. Логика построения здесь та же:
Основной принцип – определение необходимых предприятию функций и стимулирование их качественного выполнения. Приоритет – рыночные взаимодействия (надо адаптировать фирму к рынку, чтобы потом адаптировать рынок к предприятию). В качестве «вторичных» принципов можно выделить следующие.
Вероятный эффект изменений оргструктуры (которые в большинстве своем охватывают все области управления) – падение, а затем рост эффективности предприятия на этапе внедрения новых технологий, долгий пологий спад на этапе адаптации. Если все сделано на профессиональном уровне (информация, опыт, здравый смысл), то итоговая эффективность может значительно превышать исходную, хотя и не достигнет «идеальной». |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© Гончарук В. А. |