В таблице приведены виды первичной информации, которую предприятие может
собирать в текущем режиме деятельности.
Информация |
Характеристики и способы
сбора |
О покупателях |
Кто покупатель. Какая группа
наиболее интересна предприятию. Кто конечный пользователь. Какие
потребности и насколько полно удовлетворяются
Разовое или периодические исследования. Оценка внутренней информации:
кто как заказывает и платит, опрос в интервью, фокус-группы (групповые
беседы)
Мнение покупателей о продукции фирмы, сервисе (воспринимаемое качество,
цены, конкурентные преимущества и недостатки, репутация предприятия)
Периодические анкетные и телефонные опросы; фокус-группы. Возможно,
«панель» – периодический опрос конкретных клиентов по той же методике с
целью выявления динамики
Причины прекращения закупок у предприятия
Телефонный или личный опрос клиентов, прекративших закупки. Проверяется
каждый выявленный случай |
О конкурентах |
Мнение покупателей об их продукции
и сервисе
Периодический личный опрос покупателей конкурентов в местах
обслуживания, телефонное интервью выявленных потенциальных клиентов
Цены конкурентов
Мониторинг прайс-листов. Опрос лояльных оптовиков и конкурентов
(информация об эксклюзивных скидках). Сбор сведений, поступающих в отдел
сбыта от покупателей. Постоянно-периодическая функция
Себестоимость продукции конкурентов. «Производственное» качество.
Эффективность деятельности
Сбор косвенных данных об объемах продаж (интервью с клиентами,
экспертами, через кадровую службу), объеме рекламы, затратах на аренду,
закупочных ценах (интервью с поставщиками), уровне цен, численности и
заработных платах персонала (через кадровую службу). Отслеживается
периодически, при изменении рыночной ситуации. Информация от клиентов
поступает непрерывно и должна учитываться в торговом
отделе. |
О поставщиках |
Цены, реальное качество, реальные
условия поставки
Прямые запросы поставщикам, найденным по спискам. Контакты на
выставках, интервью с оптовиками. Периодический сбор |
О рынке |
Доля и емкость рынка предприятия
Определяется по косвенным данным: статистике государственных служб;
приблизительной оценке потребности в продукции целевой группы клиентов;
объемам выпуска поставщиками (для товара). Актуально для фирм, имеющих
долю рынка свыше 2%. При определении учитывается конкурентная
продукция
Эффективность всех каналов распределения: пропускная способность,
уровень наценок, затраты
Личные интервью с оптовиками, розничными торговцами. Проводятся
периодически, с целью выявления альтернативных вариантов реализации
продукции фирмы, сравнения собственной эффективности с рыночной
Платежеспособный спрос
Оценивается по косвенным данным (информация о динамике продаж
конкурентов; положение в смежных отраслях; публикации в прессе о выплате
задолженностей по зарплате в конкретных регионах или конкретным группам
населения, о финансировании крупных проектов). Публикации отслеживаются
постоянно, опросы привязываются к аналогичным акциям |
О технологиях |
Новшества и перспективные
направления в отрасли
Периодические интервью с экспертами в данных областях: научными
работниками отраслевых институтов,
производственниками | |