Letyshops

Что такое налоговый учет, и как он воюет против организаций

Машков С.А
кандидат технических наук, Аудиторско-консалтинговая группа Что делать Консалт

Начало в выпусках: #180, #181, #182, #183, #184, #185, #186

Опубликовано в журнале «Все для бухгалтера», 1 (73) 2002

Критика должна быть позитивной. Предложения по реформированию

Вместо всех ныне существующих налогов для большинства организаций, осуществляющих обычные виды деятельности (производство, строительство, торговля, выполнение работ, оказание услуг), следовало бы ввести только три налога. При этом базы таких налогов должны быть легко определимыми, а сами они легко рассчитываемыми.

Например, первый это налог на зарплату, базой для расчета которого является величина оплаты труда. Второй налог на доходы; его база поступление средств (денежных или в натуральной форме) в качестве оплаты за проданные товары (выполненную работу, оказанные услуги) вместо нынешних НДС, налога с продаж и налога на прибыль. И третий налог на активы, базой которого является величина валюты баланса; он заменит нынешний налог на имущество.

Ставки для каждого из составляющих этой троицы следует подобрать так, чтобы в сумме они давали такое же поступление в бюджет, какое он ныне получает от всех существующих многочисленных и трудно рассчитываемых налогов.

Ставку налога на доходы достаточно легко определить. Для этого нужно взять общую сумму поступлений в бюджет в качестве НДС, налога с продаж и налога на прибыль за прошедший налоговый период и разделить на общую сумму оборотов всех банков за тот же период.

Допустим, ставка налога на доходы будет равна 13%. Если при этом одно предприятие получило, например, 100 тыс. рублей от другого в качестве оплаты за проданный товар (выполненную работу, оказанную услугу, за аренду и т. д.), то такое предприятие должно перечислить 13 тыс. рублей (100 тыс. рублей * 13%) в бюджет. Когда деньги туда поступят, законодательные органы могут делить их как по бюджетам различных уровней, так и по статьям расходов в каждом из бюджетов.

Государство, проводя протекционистскую политику, а также в целях регулирования пропорций развития различных отраслей экономики, может определить разные ставки этого налога на доходы для разных видов деятельности.

При этом будет максимально упрощены как исчисление величины налога, так и проверка правильности его начисления и уплаты. Для проверки налоговому инспектору достаточно потребовать кассовую книгу и книгу учета банковских операций.

Допустим, из первой из них видно, что имело место поступление наличных: инкассация выручки у предприятия розничной торговли или платеж юридического или физического лица за товарные поставки, выполненную работу или оказанные услуги. Тогда этому платежу должно соответствовать начисление налога в бюджет.

В свою очередь, просмотр второй книги, скажем, выявил, что на расчетный счет поступили средства от какой-либо организации за товарные поставки (выполненную работу или оказанные услуги). В этом случае данному поступлению также должно соответствовать начисление налога в бюджет.

Некоторые сложности с начислением подобного налога могут возникнуть при осуществлении бартерных сделок или оплаты работ, аренды, услуг товарными поставками или встречным оказанием услуг другого рода.

Но проблемы эти так же легко преодолеть, как и те, что возникают при начислении и уплате налогов, зависящих от зарплаты (при оплате труда, например, сельскохозяйственными продуктами или в другой натуральной форме).

Система налогообложения должна быть такова, чтобы трудоемкость исчисления налогов составляла малую долю трудоемкости работы бухгалтера по подготовке управленческой информации для руководства организации.

Было бы неплохо после разработки проектов законов РФ и приказов Минфина РФ и МНС РФ, связанных с ведением бухгалтерского учета в организациях, выносить проекты на обсуждение бухгалтерской общественности. Тогда не надо будет через месяц после принятия вносить в них многочисленные изменения.

За российскую экономику болеют и в бухучете хорошо разбираются не только отдельные чиновники Минфина РФ, но и бухгалтеры предприятий, аудиторы, профессора и преподаватели экономических специальностей вузов и т. д., не говоря уж о членах ассоциации профессиональных бухгалтеров. К мнению всех вышеперечисленных специалистов имеет смысл прислушаться, а по результатам обсуждений вносить в проекты необходимые дополнения и поправки.

Налоговый, бухгалтерский и управленческий учет

Итак, разработчики программного обеспечения будут тратить силы на создание или модернизацию программ бухгалтерского учета, с тем чтобы при их помощи можно было вести и бухгалтерский, и налоговый учет. Налогоплательщики будут нести расходы по приобретению этих программ. Тогда уж, чтобы от всего этого была хоть какая-то польза для налогоплательщика, необходимо сделать небольшие дополнительные доработки таких программ, позволяющие вести при их помощи еще и управленческий учет.

В литературе уже многими авторами отмечалось (Карпов А. Долгий путь к третьему учету. //Расчет. Сентябрь 2001), что в России бухгалтерский учет в последние годы ничего не давал руководству организаций, а был нужен только для того, чтобы правильно исчислять массу существующих налогов.

Все многочисленные Положения по бухгалтерскому учету, методические указания и инструкции были нацелены только на это. Но и с такой задачей бухучет не справился, захлебнулся в потоке регламентирующих нормативных актов, так что пришлось учреждать налоговый учет. Но и он не потянет (как мы пытались это показать в данной статье), если не пересмотреть основные принципы системы налогообложения.

Пока законодательные органы не пересмотрят и не изменят принятые законы, имеющие отношение к налогообложению, предприятиям придется вести три учета. Первым будет налоговый для исчисления налога на прибыль. Вторым станет бухгалтерский для исчисления всех остальных налогов. И наконец, третьим окажется управленческий для руководства организаций, чтобы оно представляло, что же на самом деле творится на предприятии, каково его финансовое (экономическое) положение.

Представляется более разумным все налоги (взносы, сборы), уплачиваемые организацией в обязательном порядке государству и другим негосударственным фондам, исчислять в рамках налогового учета. Ну а с помощью бухгалтерского учета формировать отчетность для внешних пользователей: акционеров, кредиторов, инвесторов и т. д. При этом обязательной должна являться только отчетность по налоговому учету.

В. Костылев в своей статье (Костылев В. А., Налоговый и бухгалтерский учет: так состоялся ли фактический развод ?, // Все для бухгалтера , 2001, 14 (68)) с иронией пишет, что у разводящихся супругов (бухгалтерского и налогового учета) остался общий ребенок налогоплательщик, который пока не может понять, с кем ему дальше жить. Продолжая эту аналогию, отметим, что у тех же родителей есть еще одно незаконнорожденное дитя организации, разрабатывающие бухгалтерские программы.

Программисты этих фирм должны не только не дать своим родителям бухгалтерскому и налоговому учету совсем разойтись, а, напротив, объединить их снова в одну семью , в единой бухгалтерской программе. Из одних и тех же данных, показателей, содержащихся в первичных учетных документах, она будет рассчитывать показатели и управленческого учета (для руководителей организации) и бухгалтерского (для акционеров и инвесторов), и налогового (для налоговых инспекций).

 

 

Реклама: