Letyshops

Как мы обучаем технологии и менеджменту

Пол Брэккен
Школа менеджмента при Йельском университете

Что мы знаем об ИТ

Недавно приятель рассказал, как в 1970 году решил пойти в бизнес-школу, потому что любил математику, а в бизнесе с этим слабовато . В ту пору экономика США трещала по швам от инфляции, а большинство руководителей даже не умели дисконтировать денежный поток.

С тех пор многое изменилось. Сегодня вряд ли кто-то станет делать инвестиции, не рассчитав минимальную окупаемость и не дисконтируя денежный поток. Теперь почти все руководители знают основы финансов. А технология? Здесь совсем иная картина. Знание технологии как ею управлять, как интегрировать и эксплуатировать у руководителей находится в зачаточном состоянии. Отношения между технологией и менеджментом сегодня примерно такие, как у финансов и менеджмента в 1970 году.

Понять, в чем тут дело, нетрудно. Меня часто удивляет, как руководители компаний из списка Fortune 100 стесняются признаться в незнании технологий. В одной программе для высших руководящих работников глава одной фирмы робко изучил предложенную мною программу занятий, затем отвел меня в сторону. Послушайте, сказал он, я, в общем-то, и не знаю, что такое XML. Все о нем говорят, а у меня нет ни малейшего понятия, чем это отличается от Java и какое отношение имеет к нашей корпоративной стратегии. А ведь я за эту стратегию отвечаю!

Я переработал программу, выделив несколько часов на азы информационных технологий.

Кто его упрекнет? Многие технологии, с которыми имеют дело руководители, настолько новы, что ветераны с десятилетним стажем в глаза их не видели. Базовая модель в прошлом была такова, что администраторов обучали общим приемам руководящей работы. В отношении технологий они полагались на мнение специалистов по ИТ.

Очевидно, что эта модель не работает. Надо, конечно, знать и конкретные технологии, но сегодня руководителям нужно не только это. Большинство из них по-прежнему полагается на мнение отдела ИТ в вопросах интеграции информационных технологий, в применении их для поиска новых возможностей или преобразований на предприятии. Значит надо совершенствовать техническое образование руководителей, как 30 лет назад это делали с финансовым образованием.

Как развить технологические навыки руководителя?

Кроме базовых навыков нужна хорошая доза истории технологий, которая покажет текущие проблемы администратора в перспективе. История не повторяется, а рифмуется, как сказал Карл Маркс, и можно многому научиться на прошлых ошибках и успехах.

Например, в ядерной энергетике считали, что стоимость электроэнергии будет такой низкой, что электросчетчики исчезнут. А недавно телекоммуникационные компании говорили: Если мы это построим, то покупатели к нам придут . В конце 90-х они ухнули в оптоволоконные сети 50 млрд. долларов, но спрос так и не материализовался. Большинство компаний разорились.

Немало и более оптимистичных примеров: от огромного роста производительности цепочек снабжения до побед армии США в Афганистане. Все это ценные технологические уроки, заслуживающие тщательного анализа.

Руководители должны проверять способности управления технологиями в своих компаниях. Часто возникают мелкие, легко решаемые проблемы (скажем, если человек стесняется спросить, в чем суть той или иной технологии). Надо готовиться к продолжающейся технологической революции в бизнесе, к революции, которая не прекращается.

 

 

Реклама: