Подход к реструктуризации предприятий
Рассматривая стоимость бизнес-системы как универсальный показатель эффективности компании, ее менеджмента, инфраструктуры и т. д., необходимо отметить, что в России как развивающейся (с точки зрения капитализма) стране понятие «стоимости бизнеса» может быть трех типов. 1. Рыночная капитализация – стоимость бизнес-системы с точки зрения портфельного инвестора. Это наиболее полно описанный в литературе тип капитализации, рассматривающий стоимость компании в плане размещения акций на корпоративном рынке ценных бумаг. Размер капитализации определяется как совокупная стоимость акций предприятия, обращающихся на финансовом рынке и взятых по биржевым котировкам. В России этот метод применим только для небольшого числа наиболее крупных предприятий, чьи акции котируются на фондовых биржах. 2. Стоимость бизнес-системы с точки зрения прямого инвестора – как приведенная стоимость ожидаемых денежных потоков. В этом случае считается, что бизнес стоит столько, сколько денег он может принести собственнику в будущем. Для определения цифры используется принцип «дисконтированных денежных потоков», основанный на известной методике Модильяни-Миллера для рациональных рынков. Попросту говоря, рассматривается сумма будущих поступлений от вложения средств (покупки, инвестирования), причем сами поступления уменьшаются (дисконтируются) по известной методике в соответствии с рисковостью таких вложений. Это наиболее распространенный способ определения стоимости предприятий, акции которых не имеют рыночных котировок. 3. Стоимость с точки зрения отраслевого инвестора. Этот тип стоимости бизнес-системы практически не находит своего отражения в современной деловой литературе. Это связано с тем, что такой тип стоимости предусматривает наличие будущих потенциальных иностранных отраслевых инвесторов, которые окажутся заинтересованы в покупке бизнес-системы вкупе с ее связями, партнерами, потребителями и т. д. На Западе – основном производителе деловой литературы, разделение рынков и сфер влияния произошло, инвесторы, как правило, интересуются только финансовыми аспектами приобретений и слияний. Для России же задача привлечения иностранных отраслевых инвесторов вполне актуальна. Такого инвестора в первую очередь интересуют рынок, инфраструктура, клиенты. Именно поэтому при рассмотрении подобного типа капитализации стоимость компании не определяется как совокупная стоимость акций на рынке капитала. В данном случае стоимость компании определяется либо методом «аналогичной сделки» (выбирается сделка по покупке максимально похожей бизнес-системы), либо методом «стоимости создания аналогичной бизнес-системы», т. е. затратами на создание такой же компании. Естественно, что оба метода субъективны, но для отечественных предпринимателей, создавших достаточно крупные бизнес-системы и ищущих покупателей на Западе, это наиболее эффективный и реалистичный путь определения стоимости компании. Очевидно, что описанные выше подходы к определению стоимости бизнес-систем противоречат друг другу. Тем не менее все они имеют право на жизнь и в зависимости от долгосрочных финансовых и системных ожиданий собственников должны учитываться при проведении реструктуризации. |
[1][2][3] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© BKG Profit Technology |