Подход к реструктуризации предприятий
Хлебников Д. В.
Партнер BKG Profit Technology
Начало в выпусках: #204, #205, #206
Универсальная процессная модель БКГ
Чтобы разложить стратегические цели компании на отдельные составляющие, необходим некий шаблон (правило), в соответствии с которым моделируется деятельность бизнес-системы. Несомненно, такой шаблон должен быть универсальным и непротиворечивым, то есть отвечать критериям системности. Тогда его можно применить к любому типу систем: от детского садика, до «Газпрома».
Для точного и подробного описания деятельности компании и возможности разбить такую деятельность на составные части мы используем стандарт IDEF 0, который был разработан в США в рамках подготовки программы разработки шаттла. Применение этого стандарта позволило увязать деятельность более чем трех тысяч фирм: разработчиков, поставщиков, производителей, сервисных и финансовых организаций.
Суть этого стандарта проектирования проста (см. Рис.).
Деятельность компании (направления, подразделения, вплоть до отдельного работника) описывается с помощью пяти типов определений:
– результатов, получаемых в процессе работы (продукты, услуги, информация, материальные средства, документы и т. д.);
– ресурсов (продуктов, услуг, материальных средств и т. д.) необходимых для получения требуемых результатов в рамках деятельности;
– управления (контроля, ограничений, регламентов), регулирующих работу компании по переработке ресурсов в результат;
– механизмов и компетенций, необходимых для переработки ресурсов в требуемый результат;
– формального описания основной деятельности в рамках процесса.
Такой формат представления позволяет описать практически любую деятельность. Более того, в аналогичном формате описываются элементы, составляющие основной описываемый процесс (это именуется декомпозицией), как показано на иллюстрации.
По видам деятельности
При описании и проектировании бизнес-систем применяется так называемый процессный подход – описывающий деятельность предприятия не через функции (предметные области деятельности), а через заведомо формализованные процессы деятельности. Под процессами здесь и далее понимается «целенаправленная деятельность, состоящая из последовательности работ по переработке четко определенных ресурсов в четко определенные результаты по заданным регламентам (технологиям), ограниченная во времени и пространстве».
Таким образом, мы устанавливаем границы процессов путем описания (формализации) ресурсов и результатов деятельности. Каждое такое описание дает ответ на стандартный при проектировании систем вопрос «4W»: Кто? Что? Где? Как?.
При проектировании бизнес-систем мы используем универсальную модель, применимую для описания и формализации деятельности любой бизнес-системы (см. Рис.).
Универсальная модель БКГ достаточно логична и описывает основные виды деятельности предприятия, которые могут быть ограничены (то есть для которых определяются границы) с точки зрения результатов их деятельности. При таком подходе выделяются восемь общих, типовых видов (процессов) деятельности:
- «Выработка согласованных условий деятельности» – все виды деятельности по определению «правил игры» бизнес-системы, то есть стратегическое планирование, политики, регламенты деятельности, в том числе организационная структура компании. Результат деятельности процесса – регламенты системы управления;
- «Развитие» – все виды деятельности по разработке нового продукта, выработке производственных технологий, в том числе требований системы качества. При определенных обстоятельствах, например для небольших бизнес-систем, этот процесс может сливаться с процессом «выработка согласованных условий деятельности». Результат деятельности – производственные регламенты;
- «Продажи» – все виды деятельности, связанные с формированием потока обязательств между бизнес-системой и окружающей средой, нацеленных на предоставление последней востребуемых ею ценностей,. Результат процесса – поток обязательств, в общем виде – дебиторская задолженность и планы предприятия;
- «Производство» – все виды деятельности, связанные с переработкой ресурсов в готовую продукцию в объемах, качестве и количестве, соответствующих требованиям внешней среды. Результат процесса – готовая продукция;
- «Воспроизводство ресурсов» – все виды деятельности, направленные на получение из внешней среды производственных ресурсов в том количестве и с тем качеством, которые соответствуют требованиям процесса «Производство». Результат – ресурсы (комплектующие, материалы, информация и т. д.) в производстве;
- «Воспроизводство механизмов» – все виды деятельности, направленные на обеспечение бизнес-системы основными средствами и оборудованием, количественно и качественно соответствующих требованиям производства востребуемой внешней средой ценности. Основной результат процесса – работоспособные основные средства в эксплуатации;
- «Расчеты» – все виды деятельности, связанные с обменом готовой продукции на денежные средства, работы с дебиторской и кредиторской задолженностями, распределением денежных средств. Основной результат процесса – чистый денежный поток;
- «Воспроизводство компетенций» – все виды деятельности, связанные с обеспечением бизнес-системы необходимыми компетенциями (знаниями, опытом, умениями) и их носителями (персоналом). Основной результат процесса – персонал, обладающий необходимым уровнем компетенций.
Несомненно, модель достаточно идеалистична. Но ее главная характерная особенность – универсальность, применимость к любой бизнес-системе.
Продолжение в выпусках: #209