Среди положительных тенденций были выделены: увеличение объемов рынка, рост
интереса к консалтингу со стороны промышленных предприятий, возрастание спроса
на услуги консалтинга со стороны предприятий среднего бизнеса, увеличение числа
постоянных заказов и понимание, что клиентам самим не под силу реализовать все
их идеи, Фирмы и организации стали не только осознавать важность и необходимость
сотрудничества с консалтинговыми компаниями, но начали разбираться в их
конкурентных преимуществах. Отличать зерна от плевел. Выросло количество и
заметно улучшилось качество предоставляемых услуг. Заказчики стали более
ориентированы на получение комплексных услуг. Причем с учетом внедрения. Вырос
спрос на консалтинг «по-российски». Это значит, немного рушащий привычные и
устоявшиеся рамки и барьеры, но очень трудолюбивый. В котором сочетается
энтузиазм, удаль, практическая сметка и высокая ответственность за результат
своей работы. Появились уникальные отечественные консалтинговые технологии,
методы, подходы, ноу-хау и т. п. Возросла вероятность создания в ближайшее время
общероссийского единого классификатора бизнес-услуг. Но не везде все так гладко.
К отрицательным тенденциям респонденты со всех просторов России отнесли:
несовершенную и запутанную систему классификации услуг при определении их
стоимости. Отсутствие тарифов. Присутствие фактов несвоевременной, порой, оплаты
выполненных работ. Отсутствие нормативно-законодательной базы по регулированию
консалтинговой деятельности. Как на федеральном уровне, так и на уровне всех
субъектов федерации. Низкий корпоративный уровень отдельных клиентов, отсутствие
информационной культуры. Бизнес-консультантов тревожит большое число
непрофессионалов, дилетантов и самоучек в их среде. А также, недобросовестная
конкуренция, проблема преемственности, отсутствие единой качественной и
доступной системы подготовки и переподготовки специалистов по российским
образовательным стандартам с итоговой сертификацией, сокращение кадрового
потенциала, недостаточно «раскрученное» понятие миссии консалтинга в России.
Исследование показало, что на федеральном уровне российский консалтинг сейчас
представляет собой разобщенные и раздробленные по разным фокус-группам структуры
и структурки. Исключение составляют мощные интеграционные процессы, происходящие
в отдельных федеральных округах. В масштабах же всей России нет единого
организационно-методического центра, способного вести грамотную и планомерную
подготовку и переподготовку кадров с выдачей российских сертификатов. Полностью
отсутствует государственная поддержка и финансово-материальная база. В основном
консалтинг держится на интеллектуальном потенциале энтузиастов-одиночек. И то до
той поры, пока есть свободные финансы. Именно поэтому, единственный
профессиональный журнал «Консалтинг» тихо скончался на третьем номере, не
приходя за три последние года в сознание. От выставок «Консалтинг», где
консультанты демонстрировали свои возможности и формировали пакеты заказов на
годы вперед, остались одни лишь добрые, хорошие и теплые воспоминания.
Некоторыми господами-теоретиками, с подачи западных координаторов, делаются
спонтанные бесплодные попытки объединить пяток-другой единомышленников и создать
подобие саморегулируемого (без единого нормативно-правового акта!) объединения.
Цель – всех «просертифицировать» на иноземный манер. Но пока за десятилетие этой
пассивно-агрессивной деятельности ни одно из них так и не прошло регистрацию в
соответствующих юридических инстанциях на государственном уровне. Сегодня в
Российской Федерации не существует ни одного юридически оформленного,
зарегистрированного и аккредитованного профессионального саморегулируемого
объединения консультантов. Вот на этом фоне и происходит «динамичное» развитие
рынка, «становление молодых кадров, взращивание интереса к профессии,
формирование клиентского поля». |