Всего в России три тысячи консалтинговых (по их уставам) компаний. И лишь
каждая десятая активна в рынке. Участвует в рейтингах и даже в рэнкингах, имеет
авторские методики, радеет за развитие отрасли. Однако, весь российский
консалтинг еще не представляет собой единую мощную индустрию бизнес-услуг с
развитой инфраструктурой. Поэтому каждый эксперт и оценивает емкость этого
рынка, «трогая слона», кто за хобот, кто за хвост. Причем мнения аналитиков из
стана потребителей консалтинга полярно соотносятся с мнениями «производителей»
этих услуг. Тем не менее, из полученной в ходе опросов информации, можно извлечь
практические результаты. Оценить тенденции. Увидеть перспективные точки роста.
Исследование выявило, что далеко не все виды консалтинга пропорционально
представлены в субъектах РФ, однако общий баланс возможностей для любых заказов
существует. Половина услуг осуществляется московскими бизнес-консультантами.
Более чем по десять процентов компаний действуют в г. Санкт-Петербурге и
Приволжском федеральном округе. Примерно одинаковое количество (около шести
процентов) в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Центральном (без Москвы).
Менее всего бизнес-консультантов работает в Южном и Северо-Западном (без
Санкт-Петербурга) федеральных округах. Анализ динамики рынка услуг
бизнес-консультантов показал их рост в одних субъектах РФ и снижение в других.
На составленных компанией «ЮНИПРАВЭКС» диаграммах наглядно видна полная картина
консалтинга в разрезе всех федеральных округов. В целом, при наличии стабильных
показателей, происходит перегруппировка видов предоставляемых услуг. В отдельные
отрасли выделились: аудит (ранее тесно примыкавший к консалтингу), оценочная
деятельность (в большинстве случаев с элементами консалтинга), индустрия
маркетинга/исследований (здесь без консалтинга – никуда), инжиниринг (тут
консалтинг – святое дело). А кадровый консалтинг – это подбор кадров? Или
расстановка? Или их перетасовка? В общем, и здесь полный рекрутмент получается.
Так, что консалтинг присутствует уже везде и всюду. Недалеко до перекосов.
Многие «продвинутые» компании включают консалтинг в перечень предлагаемых услуг
как вспомогательно-факультативную дисциплину. Поэтому, формально показатели
получаются одни, а на деле, порой, присутствует совсем другое. Некоторые
используют этот модный термин для замены названия своих, совсем далеких от
классического консалтинга, услугах. Например, «консалтинг в области торговли»
обозначает, что фирма занимается мелкооптовой продажей товаров народного
потребления. «Консалтингом в сфере PR» обозначается бурная деятельность
рекламного агентства. «Правовой консалтинг» преобладает в списке услуг фирм,
регистрирующих предприятия. А «Интернет-консалтинг» - иногда просто спам.
Отдельные господа додумались и активно внедряют в бизнес-массы уже порядком
подзабытых «старых-новых-русских» термин «элитный консалтинг». Правда, здесь
непонятно - кто кого «элитнее» – заказчик или подрядчик? Таким образом, работа
по систематизации (читай классификации) консалтинга как такового не
останавливается ни на минуту. Поэтому, если посмотреть (в том числе в
прайс-листы отдельных фирм) – консалтинга – пруд пруди. А если попытаться
разместить «серьезный» заказ у таких «консалтеров», это не получится. Даже в
качестве эксперимента. В результате телефонного звонка в одну из московских
фирм, ее сотрудники долго пытались выяснить у звонившего «потенциального
заказчика», чем же отличается консультирование «по процессу» от консультирования
«по проекту». В конце концов, сказав, что шефа нет на месте, бросили трубку.
Подчеркнем, что все вышеперечисленные тенденции, факторы, критерии, векторы,
взгляды и мнения характерны как для столиц, так и для глубинки. Главный вывод из
проведенных исследований – консалтинг мощно шагнул в субъекты Российской
Федерации. Достаточно проследить динамику региональной составляющей за три
последних года. Заметны интеграционные процессы между столичными
бизнес-консультантами и их коллегами «на местах». Предлагаемые услуги носят
более структурированный характер. Заказчики с удвоенной энергией стараются
сэкономить на «опте» - предложениях комплексных услуг. Консалтингу это также
выгодно. Как показало изучение, наибольшим спросом сейчас пользуется комплекс
услуг по реструктуризации бизнеса. Он включает не только оптимизацию
организационной, юридической и др. структур предприятия, всего имущественного
комплекса, но и реструктуризацию всей системы управления. На втором месте
инвестиционный консалтинг. В одном флаконе. От разработки бизнес-плана по
международным стандартам и подготовки пакета сопроводительной документации для
инвестора, до сопровождения и защиты его у кредитора. Третье место прочно
удерживает финансовый консалтинг. Не потеряли актуальность «связанные одной
цепью»: «промфинплан», «учет и контроль», «прибыли и убытки». Этот комплекс, как
правило, требует больших усилий (финансовых вложений) со стороны заказчиков.
Именно по внедрению. Что консалтинг также выполняет с удовольствием. Пользуются
популярностью и специализированные виды консалтинга – IT-консалтинг, консалтинг
в области управления проектами. А также – информационный, юридический,
экологический, муниципальный, социально-управленческий, кадровый. Набирает
обороты консалтинг в сфере логистики. Из-за кулис вышел коучинг…
http://www.coaching.ru
|