Несколько лет назад страницы отдельных СМИ вдруг «запестрели» таблицами,
содержащими информацию, довольно странную для непубличных компаний из сферы
бизнес-услуг – аудиторских и консалтинговых. А в этом году - и оценочных. На
всеобщее обозрение выставлялись суммы выручки, финансовые обороты, показатели
прибылей и убытков, уставного капитала. Ранжированные по совокупной выручке, эти
списки содержали лишь одну константу. Кто-то всегда был первым. Остальные же –
всегда «за кадром». Исследование проблемы линейного ранжирования («рэнкинга») по
выручке компаний подтвердило глубокую неудовлетворенность и разочарование не
только тех, кто предоставляет данные виды услуг, но и их заказчиков. Поскольку
методика такого ранжирования проста – полученные от компаний сведения по выручке
сортировались сверху вниз. И «рэнкинг» готов. Рублем больше, рублем меньше –
компания могла войти, а чаще просто вылетала из «топа – 50», «100», и даже
«150». Поэтому для небольших компаний удержать свое вечно «150-е место» стало
пределом мечтаний. Лишь бы быть «пропечатанным» в столичном СМИ. Но вот рэнкинг
мелькнул в печати. И, как говорится, «до встречи в эфире». Рейтинг – другое.
Что? Поясняем.
Рейтинг – сводная оценка состояния компании за фиксированный промежуток
времени (полугодие, год) по интегрированным критериям. Рейтинг определяется на
основании анкетирования, результатов достижений, анализа корпоративных ресурсов
и возможностей компании. Рейтинг определяется в виде индекса. Его повышение или
понижение говорит о соответствующей динамике развития компании. Индексы для
каждой компании сугубо индивидуальны. Рейтинги, основываются на специальной
методологии. Расчеты индекса базируются на сведенных в единое целое данных, в
том числе на анализе нечисловой/нефинансовой информации. Ценность рейтинга
заключается в постоянном мониторинге ситуации по каждой рейтингуемой компании и
своевременной корректировке индексов группы компаний, отражающих в целом
динамику рынка в разрезе каждого бизнес-сегмента. Совокупность рейтинговых
индексов, рассчитанных по каждой компании, в сочетании с другими показателями
отрасли является самым надежным индикатором рынка бизнес-услуг.
Ведущими зарубежными рейтинговыми агентствами и изданиями, специализирующимися,
например, в области консалтинга являются: «Consultants News» (рейтинг 50
крупнейших фирм), «Management Consultant International» (рейтинг 45 крупнейших
компаний, групп), «International Accounting Bulletin» (крупнейшие
аудиторско-консультационные фирмы мира за год), компания «Vault» (рейтинг 50
самых престижных компаний за год на основе более 760 консультантов по всему
миру. Оценка престижности компаний осуществляется по 10-балльной шкале, затем
выводится средняя оценка, по которой ранжируются участники).
Наиболее престижными рейтинговыми показателями, имеющими большую практическую
значимость в бизнесе, являются индексы, присваиваемые рейтинговыми агентствами
«Standard & Poor`s» -
http://www.standardandpoors.ru, «Mood`s» -
http://www.moods.com, «Fitch
Ratings» -
http://www.fitchratings.com
Как видно из вышеизложенного, в основе любого рейтингового процесса лежит
большая аналитическая работа, основанная на изучении и сопоставлении огромного
объема финансовой, статистической и другой (в том числе неструктурированной)
информации. В результате чего формулируются выводы, и формируется
интегрированный показатель отдельно по каждому юридическому лицу, субъекту
федерации или даже стране.
Рэнкинг - технически упорядоченная по какому-либо линейному показателю
статистическая (цифровая) информация, сведенная в таблицу (по
убыванию/возрастанию). При ранжировании показателей не применяется никакой
методики. Поскольку рэнкинги составляются на основе уже готовых данных,
представленных либо самими компаниями, либо органами статистики. Отсутствие
методики и механизма перепроверки данных характеризуют рэнкинг как самый
ненадежный и не точный источник информации. Поэтому рэнкинги используются,
прежде всего, лишь для внутреннего предварительного и/или первичного
технического сопоставления данных и ставят целью получения суммы цифр, без учета
индивидуальных особенностей компаний. На основе рэнкингов системный анализ не
проводится. |