Так управленческий учет или... просто бюджетирование?
Макарова Елена Геннадьевна, Андреева Татьяна Евгеньевна
ИКФ «АЛЬТ» (Санкт-Петербург)
Опыт принятия решений
Совместно с журналом «Финансовый директор» мы провели исследование по вопросам организации и постановки управленческого учета в компании. Обычно задачи управленческого учета определяются как «обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений». Но! Некоторые компании склонны верить, что внедрение какого-то особого программного продукта решит их задачу постановки управленческого учета. С другой стороны, перелистнув несколько страниц какой-нибудь методики, мы узнаем, что речь идет в основном о финансовых потоках, бюджетировании, методах учета затрат…
Разве только эти данные необходимы для принятия обоснованных решений? А как вовлечены в процесс принятия решений информация о качестве продукции, о доле рынка, об удовлетворенности клиентов, о текучести персонала? Какими показателями пользуется руководитель? Достаточно ли внедрить самый передовой программный продукт, чтобы получать информацию для принятия решений?
Мы решили выяснить, какой управленческий учет нужен компании, изучив, как на
практике решают эту задачу динамично развивающиеся, успешные российские компании
– Черкизовский мясоперерабатывающий завод (Москва), Микояновский мясокомбинат
(Москва), «Петерстар» (СПб), ЗАО «Аптеки 36,6» (Москва), Корпорация
«Строймонтаж» (СПб – Москва), «Идеальная чашка» (СПб), «Адамант»
(СПб), «МИЭЛЬ-недвижимость» (Москва). В рамках исследования проводились
интервью с финансовыми директорами компаний.
Так вот ты какой, управленческий учет!
В рядах финансовых директоров мы нашли взаимопонимание по поводу того, что же такое управленческий учет. Собирательный образ управленческого учета выглядит так: это инструмент, позволяющий менеджерам всех уровней прозрачно оценивать бизнес и принимать обоснованные управленческие решения, стратегические и оперативные. Управленческий учет включает в себя сбор и обработку данных о различных сторонах деятельности компании – от натуральных производственных показателей до сбора мнений сотрудников о самой компании, прогнозирование и моделирование ее будущего состояния, генерацию необходимых показателей, позволяющих отслеживать близость компании к намеченным планам.
Логика бизнеса и задачи управленческого учета
Успешные компании подтвердили и нашу гипотезу, что
без желания и управленческой воли собственников и высших менеджеров компании
работы по созданию управленческого учета вряд ли начались бы и уж тем более
увенчались успехом.
Необходимость внедрения, последовательность
развития управленческого учета и его задачи как таковые продиктованы в компаниях
самой логикой развития бизнеса. С ростом компании появилась необходимость
оперативно анализировать понятную (в смысле происхождения), оперативную
информацию, объем которой рос с опережающими темпами. Нам известны случаи, когда
нужда в управленческом учете формировалась не от хорошей жизни: вопиющее
воровство, разгильдяйство, несвязанные, «небьющиеся» внутри предприятия потоки
информации. В успешных компаниях это был сознательный шаг навстречу
прозрачности.
Кому он нужен
Можно выделить три основных уровня потребителей данных управленческого учета:
корпоративный (акционеры, инвесторы), высший менеджмент и среднее звено
(функциональные службы и подразделения). Для каждого уровня формируются
специфический набор показателей и особый режим представления. Так, например, в
корпорации «Строймонтаж» на корпоративный уровень вынесли основную
производственную деятельность.
Финансовый директор компании
«Петерстар» Артур Петрович Акопьян регулярно формирует пакет документов своим
акционерам в соответствии с требованиями Федеральной комиссии ценных бумаг
США и одновременно с ним – пакет для внутреннего пользования, «который
базируется примерно на тех же самых принципах, но местами несколько проще, а
местами несколько подробнее, детальнее».
Насколько детальные показатели используются руководителями
С целью ограничения перегрузок, и в частности обмена ненужной информацией, на высший уровень компании пытаются «дозировать» глубину информации, только «если где-то что-то хромает и есть какое-то глобальное идеологическое направление, тогда это направление рассматривается подробно» (Черкизовский). Однако, по результатам исследования, мы выяснили, что достаточный уровень детализации определяется и личными качествами руководителя. Так, например, в компании «Петерстар» «существует определенная управленческая культура, которая определяется нашим генеральным директором, и мы идем до каждого драйвера, до того или иного показателя, до каждого параметра, когда это необходимо…».
Что входит в систему показателей
Система показателей включает в себя как финансовые, так и нефинансовые
показатели. На Черкизовском мясоперерабатывающем заводе выделяют информацию по
бизнес-блокам. «Один блок – это маркетинг и коммерция. Есть финансовый блок,
производственный блок, технический, административно-хозяйственный – пять
основных направлений».
Какие выделяют ключевые показатели
Выделяют как общие для всех, так и специфические для отрасли и бизнеса ключевые показатели. В компании «Микоян» выделили для оперативного контроля доход , но есть еще и спецзаказ со стороны собственника и высших менеджеров – стоимость реализации нашей компании, мы как бы пока не публичная компания, но в будущем…». «Идеальная чашка» выбрала три показателя: это «доля рынка, которая достигается, посадочные места и выручка», самый главный – выручка на посадочное место.
Насколько используется модная методика построения сбалансированной системы показателей (BSC)
Здесь, придется сознаться, мнения разделились. Нашлись как сторонники данной методики («36,6» впечатлил опыт удачного внедрения на дружественной компании холдинга «Верофарм»), так и «воздержавшиеся» (на «Петерстаре» считают, что используют собственную методику: «у нас это решается, но просто другим методом, и вот эту модную терминологию мы для этого не используем»).
Как применяется управленческий учет
Система показателей служит:
– для оценки эффективности подразделений;
–
является базой для сравнения себя с конкурентами;
– ложится в основу системы
мотивации.
Практика самодиагностики
В «Строймонтаже» в случае выбора между производством и покупкой на стороне «любой департамент расценивается как центр прибыли. Это позволяет оценивать любую работу относительно среднегородского уровня цен». «Микоян» ежедневно отслеживает и сравнивает ценовые характеристики у конкурентов, проводит динамический анализ с предыдущими периодами. «36,6» проводит позиционирование аптек внутри собственной сети по удельным показателям: «показатели продаж в расчете на квадратный метр площади торговли, на количество работающих людей».
Продолжение в выпусках: #245