Letyshops

Всесторонний анализ эффективности информационных проектов. "Сбалансированное" решение

Алексей Целых
бизнес-аналитик компании КОРУС Консалтинг
А в чем, собственно, проблема? | ...и как ее решать? | О факторах успеха

Существуют различные способы оценки эффективности проектов. Но среди всего этого многообразия можно выделить два принципиальных подхода к оценке: финансовый имеющий в виду финансовую отдачу от проекта, и смешанный содержащий в себе, наряду с упомянутой, еще и нефинансовую составляющую. Основное отличие этих подходов состоит в том, что первый предполагает рассмотрение только тех эффектов, которые можно оценить в денежном эквиваленте и только в первом приближении. Иначе говоря, оценить непосредственный эффект.

Но одновременно здесь возникают и трудности. Ведь далеко не всегда существует возможность выразить в деньгах абсолютно все преимущества, которые дает нам проект автоматизации. С другой стороны, на сегодняшний день основной капитал большинства предприятий выражается в нематериальных активах. Скажем, только 20 25% стоимости современного автомобиля имеют физическую составляющую, а все остальное это всевозможные лицензии, ноу-хау и т. п.

Другой пример. Представьте себе следующую ситуацию. Ваша фирма процветает. Продажи в этом месяце увеличились на 100%! Бюджет перевыполнен, сотрудники получили премии и т. п. А через пару месяцев объем продаж внезапно снизился, клиенты стали уходить к конкурентам, дилерская сеть разваливается.

Проанализировав ситуацию, вы выясняете, что качество товара значительно снизилось за последние месяцы, что обслуживание клиентов теперь затягивается на несколько недель вместо положенных трех дней. Поставки дилерам осуществляются нерегулярно и зачастую даже по ошибочным товарным позициям. Если бы вы изначально оценивали не только финансы, но еще и такие немаловажные составляющие, как лояльность клиентов и дилеров, ситуация могла бы оказаться совсем другой.

К примеру, лояльности клиента можно было бы добиться благодаря поставке качественных товаров и хорошему обслуживанию. А это уже невозможно оценить в денежном выражении, хотя, безусловно, такие показатели оказывают большое влияние на доходы. В этом мы только что убедились. Вот почему оценивать эффект, выраженный исключительно в деньгах, было бы некорректно.

Сказанное подтверждает широко распространенная на Западе, но мало еще известная в России методология внедрения стратегического управления Balanced Scorecard (система взаимосвязанных показателей), разработчиками которой являются Дэвид Нортон и Роберт Каплан (1). И именно на этой методологии основан второй смешанный подход к оценке эффективности проектов. Суть его состоит в том, что производится оценка не только финансовых эффектов от внедрения информационной системы, но и нефинансовых.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Алексей Целых

 

 

Реклама: