Прошлое никогда не умирает
|
Евгений Юртайкин консультант по управлению Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ |
Опубликовано в «Журнале Top-Manager», май 2002 год |
Один день на заводе | Старые ценности навсегда | Управлять или не управлять – вот в чем вопрос |
Рабочий день на одном из петербургских промышленных предприятий для большинства сотрудников начинается с непременного чаепития. Потом оно плавно перетекает в перекур. Обед начинается рано практически сразу же за перекуром. Специалисты планового отдела, бухгалтерии, даже молодые маркетинговые аналитики начинают бегать с пирожками на тарелочках из кабинета в кабинет. Не завод, а клуб по интересам. Для них основная цель пребывания на работе общение. Если у кого-нибудь из сотрудников случается день рождения, то работа отдела останавливается. Тут уже не до общения с клиентами: с трех часов дня все занимаются исключительно подготовкой салатов и поздравлениями именинника. Выращивание кактусов хобби руководителя отдела труда и заработной платы. В этом отделе кактусы стоят на всех столах. Создается впечатление, что все его сотрудники посвящают себя исключительно цветоводству. В отделе кадров цветов меньше: это связано с тем, что все пространство в нем занимают стеллажи картотеки. Компьютеры здесь не прижились: они стоят в углу, аккуратно закрытые от пыли салфетками. Все это происходит на нижних этажах, где размещены различные отделы и бюро заводоуправления. В кабинетах старые, местами отваливающиеся обои, в коридорах темно и пыльно, на стенах висят доски политинформации с новостями 80-х годов. Месторасположение туалетов можно точно определить по запаху хлорки. У начальников производственных цехов свой, особый микроклимат: в кабинетах у них до сих пор висят портреты Ленина и Орджоникидзе, на совещаниях дымно и не обходится без крепкого словца. Здесь мыслят исключительно категориями тонн и единиц выпускаемой продукции, искренне полагая, что все остальные подразделения компании существуют, чтобы загружать их производственные мощности. (Преднамеренно не описывается, как проводят время на производстве собственно рабочие, так как это тема для отдельной статьи.) На верхних этажах заводоуправления находится дирекция. Там светлые коридоры, ковровые дорожки, евроремонт. В приемных сидят обученные на западный манер секретари. В кабинете коммерческого директора флажки, перпетуум-мобиле и другие атрибуты, подчеркивающие статус владельца кабинета. Коммерческий директор говорит об управлении по целям, о всеобщем качестве и о запуске проекта по внедрению автоматизированной системы управления. Все это выдает в нем выпускника программы MBA. По его мнению, компания пережила кризис и начала развиваться. И только при подведении очередных годовых итогов выяснилось, что компания не принесла владельцам ни копейки прибыли, по всем направлениям деятельности одни убытки, а рынок, который всегда принадлежал этой фирме, занят другими производителями. |
[1][2][3] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© ИКФ "АЛЬТ" |