Letyshops

В борьбе с риском

Джоанна Сэммер

Новая атмосфера

Компании, подобные Microsoft, оценивают полный спектр рисков и в условиях жесткого рынка сражаются за место под солнцем с помощью ERM (управление рисками предприятия).

Года два назад компании охотно занимались программами ERM. Пока экономика росла и спрос на рынке страхования был вялым, многие находили время оценить риски в целом по компании и затраты на их полное страховое покрытие. В прошлом году климат изменился. США вошли в фазу спада, а рынок страхования стал предельно жестким после 11 сентября и краха Enron.

Как повлияла на ERM новая атмосфера? Растет ли значение программ управления рисками или развитию мешает жесткость рынка страхования? Ответ: и то, и другое.

Некоторые аналитики предсказывают, что изменения в страховании замедлят развитие ERM. Одна из причин состоит в том, что риск-менеджеры сейчас больше беспокоятся о пролонгации полисов и страховании текущих основных видов риска, чем о включении в портфель новых рисков , говорит Джеймс Свонк младший (James A Swanke Jr), глава Tillinghast-Towers Perrin (управленческий консалтинг).

Другая причина падения популярности ERM: страховые компании, у которых все еще голова идет кругом от 11 сентября и падения Enron, менее гибко подходят к страхованию некоторых рисков. В итоге, утверждает Свонк, об ERM стали говорить меньше .

Однако сильная программа ERM способна сделать управление рисками более эффективным, что особенно важно, если желаемый объем страхования невозможен. Для Microsoft жесткий рынок страхования оправдал решение компании внедрить ERM в конце 90-х.

Насколько популярно ERM?

В ходе опроса, проведенного The Economist Intelligence Unit Ltd. и MMC Enterprise Risk Inc., 41% респондентов указали, что так или иначе используют ERM. Однако мало кто реализовал подход, подразумевающий полное управление рисками. Многие лишь начинают эти программы, другие применяют ERM для ограниченного диапазона рисков или только в одном подразделении.

risk1.gif (13750 bytes)

Настройка на жесткий рынок

Несколько лет назад администрация Microsoft поняла, что традиционная практика управления рисками не дает полной картины деловых и финансовых рисков компании. Возьмем, например, финансы. Если попросить валютного трейдера, трейдера фондового рынка и финансиста компании описать свои риски, каждый расскажет о своем. У них нет ничего общего , считает Брент Каллиникос (Brent Callinicos), корпоративный вице-президент и финансовый директор Microsoft.

То же и с рисками предприятия. Стало ясно, что практика Microsoft, при которой страховки покупались пачками и никто не изучал полную картину рисков организации, не годится для долгосрочной стратегии. Каждое подразделение занималось собственными рисками, и компании не удавалось свести их в общую сумму по всем областям.

Мы были готовы страховать все, так как этот рынок был дешевым , говорит Каллиникос. Однако руководство Microsoft признало, что такой подход годится только для цикличного рынка страхования. Что толку в годовом полисе, если через год его не продлишь? спрашивает финансовый директор Microsoft.

В свете прошлогодних событий на страховом рынке это весьма мудрый вопрос. Когда речь идет об управлении предпринимательским и финансовым рисками, мы думаем о нем как об управлении риском предприятия , добавляет Каллиникос. Опыт по одному направлению компания переносит на другое, и наоборот.

Занимаясь рисками в масштабах предприятия, Каллиникос с коллегами изучают сценарии, по которым Microsoft угрожает многоуровневый риск, например, землетрясение в районе Сиэтла. Мы взглянули на компании, побывавшие в таких ситуациях, изучили опыт Kobe Steel после сильного землетрясения и просчитали возможное поведение индекса цен на акции , объясняет Каллиникос.

Компания поинтересовалась у аналитиков Уолл-Стрит, какие виды убытков могли бы повлиять на их мнение о компании. Выяснилось, что, поскольку Microsoft держит миллиарды долларов в денежных средствах, Уолл-Стрит не беспокоит даже риск имущественного ущерба в 500 млн. долларов в результате землетрясения. Не все сводится к страховке, говорит Каллиникос. Нужно выяснять, что именно волнует рынок .

Вооружившись таким методом управления рисками предприятия, Microsoft по мере изменения бизнеса вынуждена иметь дело с новыми опасностями. Теперь эта компания, как и все, столкнулась с жестким рынком страхования.

Нужно оценить сегодняшний и завтрашний риски, а потом убедиться, что мы от них застрахованы. Теперь работать труднее, чем раньше, когда компания была не такой сложной в плане комплексной работы в различных секторах экономики, говорит Каллиникос. Иногда многолетний риск нам страхуют только на год, а кое-что не удается застраховать так, как хотелось бы .

Отраслевые задачи ERM

По итогам исследования, проведенного The Economist Intelligence Unit Ltd. и MMC Enterprise Risk Inc., компании, управляющие рисками в масштабе всего предприятия, делают это по ряду причин.

Первая важная цель дать всем службам и подразделениям общее понимание риска. Вторая смотреть на риск сквозь призму преимущества в конкурентной борьбе. Третья уберечься от сюрпризов, связанных с доходами. В разных отраслях эти приоритеты расставлены по-разному.

risk2.gif (22288 bytes)

Продолжение в выпусках: #185

 

 

Реклама: