Letyshops

Успешный опыт разработки стратегии промышленного предприятия

Ляпунов Станислав Иосифович
Президент холдинга "Электропроминвест", профессор Школы менеджмента МВЭС РФ

Начало в выпусках: #168, #169, #170

Доклад на конференции "Практические способы достижения целей бизнеса", 25 октября 2001 года

Вовлечение и задействование

Осторожное отношение к традиционным методам вовлечения связано с их манипуляционным характером. Они используются как рычаг, как средство достижения утилитарной цели снижения сопротивления нововведениям.

Новая парадигма управления основана на развитии человеческих ресурсов. Полноценное участие работников в инновационных процессах основная задача, которая решается повседневно, вне контекста разовых организационных изменений.

Само понятие преодоление сопротивления предполагает, что преобразования привносятся сверху. Цель в этом случае сводится к тому, чтобы очистить дорогу для нововведений.

На самом деле, усилия должны быть направлены на другое. Необходимо, чтобы основной поток инновационных идей проходил снизу вверх и горизонтально (сотрудничество между подразделениями). Тогда проблема сопротивления отступит на второй план. Мало кто будет противиться изменениям, происходящим с его участием.

В ходе нескольких форумов (один из которых освещен в номере 8 PC WEEK ) можно было увидеть, как оппозиционеры превратились в сторонников идеи, рожденной в группе. Роль высшего звена в этом случае быть не столько инициатором и проектировщиком нововведений, сколько создателем благоприятной инновационной среды, обеспечивая поддержку и продвижение реформ и изменений.

Последнее, но, возможно, самое важное, к чему бы хотелось привлечь внимание, это различие в ориентирах и мотивационных установках. Традиционное вовлечение имеет короткофокусную настройку на принятие конкретного преобразования. При задействовании работник, решая инновационную задачу, движим общим видением перспектив организации и тем, как его конкретное действие способствует достижению конечной цели.

При этом удается обеспечить не только более глубокую мотивированность и осознанность действий, но и активную кооперацию и сотрудничество сотрудников, как в рамках структурных подразделений, так и вне их.

Традиционная концепция вовлечения персонала в процесс изменений Концепция формирования и задействования ключевого персонала
Нацелена на весь персонал Нацелена, главным образом, на отобранную часть персонала
Является средством достижения цели Сама по себе ключевая цель организационных преобразований
Основная задача снять сопротивление изменениям Основная задача сделать каждого инициатором и проводником изменений
Движение инноваций сверху вниз Встречное и кругообразное движение инновационных потоков
Мотивация конкретной целью Мотивация общим видением
Реализуется в формате существующей структуры Реализуется в и вне рамок структурных подразделений

Бенчмаркинг

В результате опросов, проведенных ведущими бизнес-школами, было установлено, что наиболее эффективный источник ценных идей и знаний для руководителей фирм это не консультанты или учебные программы, а беседы с коллегами и знакомство с опытом других предприятий. Неудивительно, что методы best practice (передача передового опыта) и benchmarking (сравнение с показателями других предприятий) становятся все более популярными.

Опора на проверенный опыт реструктурирования способствует снижению риска, позволяет избежать многих ошибок, сократить временные и финансовые затраты, связанные с экспериментами и привлечением управленческих консультантов.

Использование бенчмаркинга позволяет предприятию сформировать собственную команду внутренних консультантов, получить опыт проведения организационных изменений и, таким образом, создать базу для дальнейшего совершенствования организации и управления с опорой на собственные силы.

Традиционные консультационные услуги Бенчмаркинг
В основе рекомендаций опыт и знания консультанта В основе проекта идеи, взятые из успешного опыта другого предприятия
Внешние консультанты выступают в роли агентов изменений Руководство и персонал компании одновременно являются агентами и объектами изменений
Инструментарий организационного реинжиниринга остается у консультантов Инструментарий организационного реинжиниринга становится достоянием предприятия
Высокая степень риска из-за непредсказуемости результатов Наличие положительного опыта позволяет снизить риск
Относительно высокие затраты Относительно низкие затраты
Краткосрочные акции Многовариантные возможности получения долгосрочного содействия
Высокая зависимость от личности консультантов Низкая зависимость от консультантов ресурсного предприятия

Открытие видения

Основное внимание следует уделять осознанию доминирующих ценностей, разделяемых персоналом, и формированию видения будущего организации. Видение помогает понять, чем на самом деле движимы члены коллектива, и приблизиться к выработке миссии компании и общих ценовых критериев.

Основные контуры идеальной организации должны формироваться уже на первом этапе совместной работы команд, вовлеченных в реструктурирование. Это дает возможность не ограничивать фантазию разработчиков и избежать подгонки новой организации под реалии сегодняшнего дня.

При наличии видения ключевой персонал может по-новому воспринять существующую ситуацию и все происходящее. Взгляд из будущего позволяет лучше определиться с стержневой компетенцией фирмы, выявить неучтенные конкурентные преимущества, открыть для себя новые группы потенциальных клиентов и наметить новые рынки сбыта.

Как показано на рисунке, контуры новой структуры формируются лишь на последней фазе преобразований. Это вполне логично, если структура рассматривается не как самоцель, а как организационное поле для достижения максимальной конкурентоспособности компании.

oput.gif (40021 bytes)

 

 

Реклама: