Проанализируем логику построения локальной системы контроля и пути повышения
его эффективности.
Основным реализуемым принципом, очевидно, должна быть независимая оценка
существенных для предприятия факторов: проверяющий и проверяемый пользуются
различными источниками или методами сбора информации, подчиняются разным
руководителям (в противном случае речь идет о самоконтроле, который необходим,
но недостаточен).
Главные функции контроля:
- ограничительная (блокировка действий, наносящих ущерб предприятию). Эта
часть может быть реализована процедурой экспертной оценки ключевых решений,
обязательной проверкой правильности оформления документации, составления
договоров (подпись юриста), проверкой правомочности платежей и отпуска товара
(соответствие договорным условиям, отпуск дебиторам, оплата в рамках и по
статьям бюджета – удостоверяется подписью бухгалтера);
- информационная (дополнительный канал получения внутренней и внешней
информации). Включает в себя контроль за выполнением планов, периодическое
исследование состояния дел у покупателей (опрос клиентов, прекративших
закупки), поставщиков (реальный уровень цен на продукцию и услуги),
конкурентов (цены, сервис, объемы продаж), оценку внутренней обстановки
(уровень мотивации, проблемы);
- мотивационная (мобилизующая). Обязательность независимой оценки
результатов деятельности повышает ответственность, стимулирует самоконтроль
руководителей и персонала. (Однако чрезмерная опека снижает мотивацию и
сковывает инициативу. Здесь следует соблюсти баланс, возможно, поощрять
руководителей по результатам проверки.)
В инструментарий контроллинга входят:
- постоянные процедуры (оценка правильности оформления документов,
правомочности платежей и т. д.);
- постоянные периодические проверки (экспертиза рыночных факторов,
бухгалтерский аудит);
- разовые исследования, проводимые с помощью сторонних специалистов (оценка
состоятельности стратегий, ревизия комплекса маркетинга).
|