Управление мониторингом ИТ
Начало в выпусках: #172
Открытый проект Комитета по информационным технологиям при IFAC
Февраль 2002
Какие имеются средства?
Существует много средств мониторинга ИТ. Реализуя функцию управления, руководители наиболее эффективно используют семь основных:
- светофорные (traffic light) отчеты о проектах и стратегических инициативах;
- управление с помощью системы сбалансированных показателей (и панелей);
- эталонное тестирование риска и контроля при принятии решений по инвестициям в ИТ;
- активный мониторинг инфраструктуры ИТ;
- мозговой штурм по вопросам управления риском и рационализации;
- внутренний и внешний аудит;
- ознакомление руководства с отчетами ответственных работников.
Какой метод лучше?
Особенности мониторинга ИТ зависят от ситуации в конкретной компании, но структура процесса и основные мероприятия для всех стандартны и предусматривают шесть фаз:
Фаза I ориентация. Необходима, чтобы определить объем мониторинга, соответствующую методологию и приемы. На этом этапе мобилизуются ресурсы, нужные для процесса.
Фаза II определение критериев. Как правило, предполагает планирование/разработку каждого вида ИТ и бизнес-процессов. Определяются цели и рабочие показатели для мониторинга.
Фаза III текущий мониторинг. Непрерывное наблюдение за функционированием ИТ и процессами контроля. Определяются и отслеживаются исключительные события. Рабочие показатели утверждаются, увязываются со стратегией и регулярно пересматриваются.
Фаза IV периодический и выборочный мониторинг. Обеспечивает надлежащую реализацию текущего мониторинга и других контрольных функций. Позволяет периодически анализировать риски и возможности, связанные с ИТ. Облегчает принятие важных решений в сфере ИТ. Включает в себя: процедуры внутреннего аудита, внешние проверки, самооценку и мозговой штурм.
Фаза V последующие действия. Корректирующие меры по переориентации процессов ИТ для согласования с целями, стратегией и политикой предприятия. Минимизация неблагоприятных эффектов, уточнение задач и единиц измерения. Внесение изменений в стратегию, политику и стандарты. Инициирование переоценки.
Фаза VI отчетность. Отчеты руководителей на всех фазах мониторинга поддерживают эффективное управление ИТ и являются существенным элементом возвратных/повторяющихся циклов контроля.
Когда? Мониторинг нужен при любом использовании ИТ: от планирования и организации, приобретения и внедрения до реализации и поддержки. Без него невозможно эффективно управлять ИТ.
Кто? К мониторингу ИТ привлекаются все, кто имеет конкретную задачу и/или отвечает за цели и процессы ИТ. Эффективный мониторинг охватывает всю компанию, по мере того как информацию собирают, объединяют и доводят до различных уровней управления.
Продолжение в выпусках: #174, #175, #176, #177, #178, #179, #180