Управление мониторингом ИТ
Начало в выпусках: #172, #173, #174, #175, #176, #177, #178
Открытый проект Комитета по информационным технологиям при IFAC
Февраль 2002
M2 – Оценка адекватности внутреннего контроля. Задача контроля высокого уровня
Контроль за ИТ-процессом оценки адекватности внутреннего контроля, отвечающий требованиям предприятия по достижению целей, возможен благодаря мониторингу средств внутреннего контроля, проверке их эффективности, регулярной отчетности.
Он учитывает:
- ответственность за внутренний контроль;
- постоянный мониторинг внутреннего контроля;
- отчетность об ошибках и исключениях;
- данные эталонного тестирования;
- самооценку;
- отчетность руководства;
- соблюдение законов и инструкций.
Детализированные задачи контроля
1. Мониторинг внутреннего контроля. При нормальном ходе операций руководители должны проводить мониторинг эффективности внутреннего контроля посредством управленческой и надзорной деятельности, сравнения, согласования и других стандартных действий. Отклонения требуют анализа и корректировки. О них следует сообщать работнику, ответственному за эту функцию, и руководителю более высокого уровня. О серьезных отклонениях необходимо информировать высшее руководство.
2. Своевременность внутреннего контроля. Надежный внутренний контроль обеспечивает быстроту выявления ошибок и несоответствий и исправление их до того, как они скажутся на товарах и услугах. Следует собирать и систематически доводить до руководства информацию об ошибках, несоответствиях и исключениях.
3. Отчетность об уровне внутреннего контроля. Руководство должно доводить информацию об уровне внутреннего контроля и об исключениях до всех, кто имеет к этому отношение, обеспечивая неизменную эффективность системы внутреннего контроля. Необходимо выяснить, какая информация требуется на том или ином уровне принятия решений.
4. Проверка операционной безопасности и внутреннего контроля. Утвержденная проверка операционной безопасности и внутреннего контроля должна проводиться периодически в виде самопроверки или независимого аудита с целью выяснить соответствие безопасности и внутреннего контроля утвержденным или подразумеваемым требованиям. Необходимо проводить постоянный мониторинг для выявления уязвимых мест и проблем в области безопасности.
Инструкции для руководителей
Критические факторы успеха:
- руководство четко знает, какие компоненты процессов необходимо контролировать;
- имеется ясное понимание ответственности, связанной с внутренним контролем, согласованием и внутренним аудитом;
- функция внутреннего контроля компетентна и авторитетна, должным образом распределяет ответственность;
- разработана структура контроля процессов ИТ;
- четко налажена процедура своевременной отчетности о недостатках внутреннего контроля;
- данные мониторинга внутреннего контроля точны, полны и своевременны;
- руководство уделяет внимание недостаткам внутреннего контроля;
- существует взаимосвязь с оценкой риска и процессами безопасности;
- обеспечено совместное использование знаний о проблемах внутреннего контроля и их решениях.
Основные целевые показатели:
- индекс удовлетворенности высшего руководства и уверенность, которую придает отчетность по мониторингу внутреннего контроля;
- сниженная вероятность нарушений в области внутреннего контроля;
- положительные внешние отзывы о квалификация и сертификации;
- количество мероприятий по совершенствованию контроля;
- соблюдение требований законодательства или инструкций;
- уменьшение числа нарушений в области безопасности или дефектов качества.
Основные индикаторы выполнения:
- количество и распространенность самооценки;
- своевременное оповещение о недостатках внутреннего контроля;
- количество, периодичность и охват отчетов о соблюдении внутренних требований;
- объем своевременных мер по вопросам внутреннего контроля;
- количество случаев улучшения контроля в результате анализа причин.
Продолжение в выпусках: #180