Главные задачи для менеджеров компаний
|
Александр Дынин, Юрий Кацман |
Журнал «Секрет фирмы». В продаже с 20 марта. |
Общие приоритеты | Частные приоритеты | Чужие приоритеты |
В то же время в ряде отраслей, особенно в тех, где налицо стремительное старение основных фондов, доставшихся предприятиям еще в советские времена, задача привлечения стратегических инвестиций, напротив, весьма и весьма актуальна. Характерные примеры строительство и электроэнергетика. Необходимость привлекать внешние инвестиции в эти отрасли, помимо стремительного старения основных фондов, обусловлена высокой стоимостью этих фондов, значительными затратами на капитальное строительство, длительным сроком окупаемости вложений и нехваткой у компаний собственных инвестиционных ресурсов. Иными словами, для предприятий этих отраслей привлечение внешних инвестиций является важнейшим условием нормального ведения бизнеса. Для электроэнергетики это тем более актуально в связи с предстоящей реформой. Что касается строительных фирм, то не исключено, что крупнейшие из них вскоре начнут размещать ценные бумаги на рынке корпоративных облигаций. Для предприятий топливного комплекса, химической промышленности и черной металлургии главные задачи контроль над издержками и сокращение затрат. Прежде всего это связано с тем, что у предприятий нет возможности увеличивать как цены на продукцию, так и из-за ограниченной емкости рынков сбыта объем ее выпуска (и за счет этого сокращать издержки). Низкая платежеспособность местных потребителей, высокий уровень регулирования внутреннего рынка со стороны государства и ограниченность международных рынков сбыта вынуждают компании этих отраслей постоянно уменьшать издержки. У торговли и транспорта другая важнейшая проблема кадры. Характерно, что отрасли, для которых самой важной задачей является поиск и удержание квалифицированных специалистов, тесно связаны друг с другом. Именно в них пренебрежение квалифицированными кадрами приводит к повышению издержек и снижает норму прибыли. Тем более сейчас, когда предприятия этих отраслей быстро развиваются, но при этом в большой степени зависят от рыночной конъюнктуры. Вторая по приоритетности задача для всех руководителей повышение качества обслуживания клиентов стоит на первом месте у менеджеров компаний, занятых в сферах гостиничного хозяйства, телекоммуникаций и финансовых услуг. Это закономерно: ориентация на массового клиента, резкое обострение конкуренции, прямая зависимость финансовой эффективности работающих в этих отраслях компаний от степени удовлетворенности клиента полученными услугами и эффективности PR-политики главные причины пристального внимания к проблеме повышения качества обслуживания. Увеличение доли компании на рынке сочли наиболее приоритетной задачей предприятия сразу шести отраслей: сельского хозяйства, машиностроения, легкой, пищевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также сферы профессиональных услуг. Несмотря на значительные различия в производственной деятельности предприятий, занятых в этих отраслях, совпадение приоритетов их руководителей обусловлено схожестью проблем и условий, в которых развиваются указанные отрасли, а именно: острой конкуренцией между отечественными производителями; расширением числа потребителей за счет высвобождения доли рынка после ухода иностранных конкурентов; сложностью получения финансирования путем выпуска облигаций и привлечения кредитов из-за недостаточного масштаба бизнеса и отсутствия кредитной истории; наличием потенциала для быстрого роста объема производимой продукции; стремлением реализовать эффект экономии на масштабе при производстве и реализации продукции. Как следствие, весьма интенсивно идет процесс объединения предприятий этих отраслей в крупные холдинги, что позволяет снизить издержки, расширить ассортимент товаров и услуг, а также привлечь дополнительное финансирование. Такие холдинги уже успешно функционируют в лесной, кондитерской, легкой промышленности, в сфере профессиональных услуг. Стремление компаний к интенсивному развитию и увеличению рыночной доли также обусловлено необходимостью реинвестировать выручку, которая является сегодня основным источником инвестиционных средств в этих отраслях. Так что в ближайшее время следует ждать резкого обострения конкуренции между предприятиями этих отраслей не только в России, но и на территории бывшего СССР (особенно на Украине и в Белоруссии). |
<<предыдущая | [1][2][3] | следующая>> |
[вид для печати] | ||
© ИД "Коммерсантъ" |