Letyshops

FASB в западне?

Джон Кофлан, CMA, CPA
Джон Кофлан (John W Coughlan), Ph.D., CPA, CMA, президент Школы СРА в Вашингтоне. С ним можно связаться по телефону (703) 273-5745 или по адресу cpa_school@rocketmail.com.
Окончание.
Приобретение против слияния: всем сестрам по серьгам | FASB «обломали»? | Как добиться лучшего бухучета и аудита

Существует теория, что независимые контрольные органы рано или поздно начинают подчиняться отраслям и объектам, которые призваны регулировать, и переходят под их контроль. Из отчета FASB за 2000 год (кстати, хороший пример отчетности и прозрачности) мы узнаем, что основным источником доходов была продажа изданий – 14 млн. долларов. Публикации покупают дипломированные практикующие и управленческие бухгалтеры, профессора, корпорации и взаимные фонды, это большая аморфная группа без общих характеристик, поэтому их голосов FASB не слышит.

3,6 млн. долларов дали «независимые бухгалтерские организации», в том числе весьма влиятельные, вроде AICPA и IMA. Здесь же щедрые пожертвования от крупных бухгалтерских фирм. Хотя главная забота этих доноров – качество бухучета, им нужна, кроме того, трибуна, чтобы озвучить мнения, свои и клиентов.

Третий источник – 2 млн. долларов «от предприятий и банков». Без них FASB пришлось бы сокращать штат и зарплаты. Выражение «от предприятий» неточное, здесь уместнее сказать «от руководителей». Деньги берутся из корпоративных сундуков, но подарить их FASB решили не акционеры, а руководители, которым нужно влияние.

Симптомы попавшего в зависимость контролера – сложность и пристрастность. Сложность финансовой отчетности доказана. В начале своей деятельности FASB пробуждал надежды среди бухгалтеров и инвесторов и взялся за дело с рвением миссионера. Зато в последние годы Совет делает заключения и издает положения, вызывающие вопросы у тех, кому он должен служить.

Явно на руку предприятиям положение FASB о компенсации на основе акционерного капитала, которое разрешило использовать внутреннюю стоимость в финансовой отчетности, если в пояснительной записке указано, насколько отличались бы цифры по справедливой стоимости.

Вот разрешим комитету AICPA определять правила бухучета, и тогда у нас будет хороший бухучет, который выгоден сначала членам AICPA, а уж потом инвесторам. Это доказали два весьма занятных комитета AICPA. Создайте комитет, представляющий несколько бухгалтерских и деловых групп, и пусть его финансирует руководство компаний – тогда он станет служить в первую очередь этому руководству, потом членам различных групп и лишь потом инвесторам. FASB это доказал.

С учетом недавней истории корпораций и стандартизации, я ставлю два вопроса:

  • стоит ли разрабатывать и контролировать общепринятые принципы бухучета?
  • если да, то следует ли поручать их разработку и контроль именно FASB?
<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Strategic Finance Magazine

 

 

Реклама: