Letyshops

Softool 2002: Аналитический НЕобзор

За небольшим стендом со скромной надписью «ISO 9001» – большое будущее. Там собрались компании, сертифицированные по этому стандарту.

В середине 2000 года фирма «1С» разработала единую методологию стандартного внедрения своей системы. Методология называется «Типовая система качества франчайзи» (ТСКФ) и сертифицирована международным обществом DNV на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. На данный момент на ее основе работают более 200 внедренческих компаний.

Сертификат о соответствии стандарту ISO 9001:2000 получили пока только «1С-Рарус», «АльтерЛого», «Аналит», Объединение «Все для Главбуха», «ИКС Технологии-Консалтинг», «Сервистренд», «АВРО-БУС», «Лаборатория Форт» (г. Киев), «Неосистемы Северо-Запад» (г. Петрозаводск). Еще три компании получили сертификат в третьем квартале 2002 года: «Софт-Маркет» (г. Санкт-Петербург), «Аист Ай Ти» (г. Москва), «DRV» (г. Калининград).

Отметим подчас неочевидный для конечного потребителя факт: работа по методике внедрения «1С», сертифицированной на соответствие ISO 9001:2000, и сертификация на соответствие ISO 9001:2000 – это, что называется, две большие разницы. По указанной методике работают 200 компаний, а сертифицированных – чуть больше десятка.

Вообще, сертификация качества внедрения ПО на соответствие стандарту ISO 9001:2000 – отдельная тема. Особенность стандарта заключается в том, что он определяет, каким должен быть «правильный» рабочий процесс. А вот как создать его таким «правильным» – это уже проблема предприятия.

Процесс сертификации начинается с описания и последующей перестройки по регламенту основных бизнес-процессов компании. Подготавливаются необходимые документы. Затем уполномоченная иностранная компания проводит дотошную, но формальную процедуру сертификации.

Многие компании в различных областях бизнеса «напрягались» и с помощью умелых консультантов получали долгожданные бумажки, после чего продолжали работать по старым правилам, хотя и с новым лейблом. Правда, при такой организации труда вести дела с иностранным партнером – все равно что плевать против ветра. На Западе к стандартам ISO 9000 относятся далеко не формально.

Подлинная сертификация является завершающим аккордом большой внутренней работы компании, официальным признанием высокого уровня корпоративной культуры, который достигается годами (3-5 лет), с использованием различных методик непрерывного совершенствования процессов (методики самооценки, TQM и т. д.).

Кроме того, стандарт имеет чрезвычайно общий характер. Это понятно, ведь он предназначен для всех видов бизнеса, от торговли хот-догами до производства ракет. Его слепое внедрение, без учета особенностей предметной области, погубило не одно предприятие, во всяком случае на Западе.

Процедура внедрения ПО – одна из самых критических, важных для любой компании, занимающейся ИТ. Именно здесь аккумулируется основное «ноу-хау» предприятия, его база знаний. План внедрения подобен уставу в армии. Он пишется кровью заказчиков и консультантов на дымящихся развалинах неудачных проектов. Это самый специализированный, критический процесс, который в конечном счете обусловливает успехи или неудачи компании на рынке.

Поэтому понятна настороженность, с которой к стандартам ISO 9000 относятся специалисты в сфере ИТ. Однако их симпатии и антипатии никого не волнуют. Практически все западные системы и их планы внедрения сертифицированы на соответствие ISO 9001:2000. А вот российские компании, работающие в этом сегменте бизнеса, пока не особенно торопятся последовать за своими зарубежными собратьями, отмечая в большинстве своем, что дело это, конечно, нужное, но не первоочередной важности.

А между тем в информации по тендерам все чаще и чаще встречается фраза: «Требуется сертификат серии ISO 9000». И большинство российских компаний оказываются чужими на этом ИТ-празднике.

Большая заслуга «1С» уже в том, что компания уделяет столько внимания разработкам планов и методологии внедрения своего продукта в сфере малого бизнеса. Создание такого рода методологии характерно для ERP-систем, предназначенных для среднего и крупного бизнеса – при автоматизации малых предприятий ею традиционно пренебрегали.

Сертификация ТСКФ на соответствие ISO 9001:2000 показывает, что, несмотря на прочное лидерство в своем сегменте рынка, «1С» не собирается почивать на лаврах и находится в процессе постоянного совершенствования. Характерно, что в методических материалах фирмы всегда уделялось большое внимание психологии заказчика (малый бизнес). Мне запомнился такой показательный пример (цитирую по памяти).

Типовые вопросы и ответы. Вопрос консультанту «1С»: «Почему так дорого берете за час (25 долларов)?» Предлагаемый вариант ответа: «И это дорого? Сколько за час берет репетитор английского языка вашего ребенка? Сколько вы отдадите за урок танцев или за поход к стоматологу? Почему наш консультант должен брать меньше?»

Убедительно, правда?

Начало в выпусках: #205
Продолжение в выпусках: #207
<<предыдущая [1][2]
[вид для печати]
© Пищиков С.В.

 

 

Реклама: