Гриффин (1993) определяет четыре позиции, которые может занимать организация,
принимая во внимание ее обязательства перед обществом. Они могут быть размещены
вдоль оси, идущей от низшей до высшей степени социальной ответственности.
- Социальная обструкция: В данной ситуации компании делают как можно меньше
для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда они
пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую
практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие
своих действий.
- Социальные обязательства: Эта позиция включает действия организации,
направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более. Такой
подход совместим с аргументами, используемыми против социальной
ответственности, которые мы привели в предыдущем задании. Управляющие в таких
организациях настаивают на том, что их дело -создавать прибыль.
- Социальный отклик: Компания, которая принимает такой тип ответственности,
как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим
требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований. Она может
добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда
юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают
поддержки. Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет
инициативы в поиске возможностей.
- Социальный вклад: Компании, которые принимают такой подход, берут на себя
основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают
себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой
вклад.
Задание
Опишите формальный и неформальный пути, которые организация может
использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности.
Формальные пути включают:
- Правовое соответствие: Это степень соответствия организации законам.
Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на
соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников
финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и
банках.
- Этическое соответствие: Это степень, до которой служащие организации
следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс
стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина,
поощрения, призы и т.п.
- Филантропические пожертвования: Включают передачу средств или других
подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.
Данные пути описываются как формальные, так как они заранее планируются и
являются инициативой со стороны организации.
Неформальные пути включают:
- Лидерство и культуру организации: Лидерство, практика и культура
организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной
ответственности, который выбрала организация.
- Доносительство: Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных
действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на
эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности.
Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы донести свою
информацию, и могут даже быть уволены за их усилия.
|