Мы можем определить этику как личные убеждения индивидуума, касающиеся
правильного и неправильного поведения. Существует целый ряд важных элементов,
описываемых данным определением:
- Этика определяется в контексте индивидуума, что означает, что люди имеют
этику, а организации нет.
- Каждый представляет себе этичное поведение по-своему.
- Этика зависима, а не абсолютна. Однако многие говорят об этичном
поведении, обычно имея в виду поведение, которое соответствует общепринятым
общественным нормам.
Задание
Какие типы факторов определяют индивидуальную этику?
Вы, вероятно, подумали о некоторых из следующих факторов:
- Индивидуумы начинают формировать свои этические стандарты, как дети в
ответ на их восприятие поведения родителей и поведения, которое разрешают им
родители.
- Индивидуумы попадают под влияние им подобных, с кем они общаются каждый
день. Если эти подобные имеют высокие этические стандарты и отказываются от
некоторых видов поведения, то индивидуум, скорее всего, воспримет высокие
стандарты.
- Важные события могут формировать жизнь индивидуумов, их этические нормы и
поведение. Они могут быть как позитивные, так и негативные.
- Моральные ценности личности также могут формировать этические стандарты.
Индивидуум, который ставит финансовые выгоды и личное продвижение в качестве
высших приоритетов, сформирует личный кодекс этики, который предполагает
погоню за богатством.
- Этичное поведение может определяться и факторами среды. Индивидуумы могут
оказаться в неожиданных ситуациях, которые могут заставить их действовать
вопреки их самым трезвым расчетам.
Управленческая этика - это стандарты поведения, которыми руководствуются
управляющие в своей работе. Существует три области, в которых управленческая
этика наиболее важна.
- Отношения компании со своими служащими: Поведение отдельных управляющих
определяет этические стандарты, согласно которым компания относится к своим
служащим. Примерами подобных областей являются наем и увольнение, зарплата и
условия работы, частная жизнь служащего, поддержка религиозных верований и
т.п.
- Отношения служащих с компанией: Аспекты, возникающие в этой области,
включают конфликты интересов, сохранение тайны, честность в ведении счетов
расходов, невозможность получения тайных прибылей, приема подарков от
потенциальных клиентов и т.п.
- Отношения компании с другими: Включает связи с покупателями, поставщиками,
поведение с конкурентами, работу с акционерами, профсоюзами и местной общиной.
Задание
Перечислите, как минимум, два примера неэтичного поведения в категории
"отношения компании с другими".
Существует множество примеров, которые Вы могли упомянуть, но некоторые из
них включают:
- установление достаточно низкой цены продукции для того, чтобы вывести из
дела конкурентов;
- не соответствующие истине заявления в рекламе, касающиеся продуктов
конкурента;
- продажа опасных продуктов или продуктов, содержащих ингредиенты низкого
качества;
- подделка финансовых отчетов, чтобы создать видимость больших денежных
резервов, чем это есть на самом деле;
- заверение поставщика в том, что в связи с растущими затратами необходимо
снижение цены, чтобы компания получила крупную прибыль.
Необходимо понимать, что этичное и неэтичное поведение реализуется не в
вакууме. Действия равных по положению управляющих, высшего руководства, так же
как культура организации - все это формирует этическую обстановку в организации.
Однако отправной точкой для понимания этой этической позиции управления являются
личные этические стандарты индивидуума. |