Letyshops

ФКЦБ: Реформа бухучета в тупике. Что делать?

Горбатова Л.В.
Начальник Управления методологии финансовой информации и отчетности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

ФКЦБ оценивает результаты первого года реформы российского бухгалтерского учета, прежде всего, глазами пользователей финансовой отчетности - инвесторов, существующих и потенциальных, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. Одним из основных компонентов реформы является методическое обеспечение бухгалтерского учета - написание новых российских положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Именно этот компонент несет основную нагрузку в процессе внедрения цивилизованной системы раскрытия финансовой информации на российском финансовом рынке: от того, насколько качественно будут написаны новые ПБУ, зависит качество раскрываемой предприятиями информации и, в конечном счете, информированность и заинтересованность инвесторов, вкладывающих в них свои средства.

Таким образом, Программа реформирования бухгалтерского учета поставила перед российскими методологами сложную задачу: им необходимо было в сжатые сроки написать новые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые, с одной стороны, учитывали бы "основную массу международных стандартов финансовой отчетности", а с другой - специфические особенности российского законодательства, бухгалтерского учета и сложившейся практики бизнеса. В этом сочетании заключается основная проблема для разработчиков и чиновников, ответственных за принятие новых ПБУ: от них требуются весьма разносторонние знания как в области международного, так и российского учета и российской экономической практики.

Решить эту проблему, к сожалению, в полной мере не удалось. В результате новые российские положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) во многом не соответствуют международным стандартам. Это означает, в первую очередь, что инвесторы и иные заинтересованные пользователи отчетности компаний в ближайшее время не получат качественной и понятной финансовой информации, а ведь именно эта цель декларировалась в качестве основной в Программе реформирования бухгалтерского учета.

Кроме того, вторая задача реформы - обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне - также не выполняется, поскольку часть принимаемых российских ПБУ основана на устаревших подходах в международном учете. Таким образом, новые ПБУ на сегодняшний день не удовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по оригинальным МСФО либо US GAAP, российских - инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности, налоговые органы - отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Процесс написания российских ПБУ остается закрытым от профессионального бухгалтерского сообщества: принятые на настоящий момент новые ПБУ не были рассмотрены ни Межведомственной комиссией по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности, ни рабочей группой при Межведомственной комиссии. При этом в составе данных органов, призванных обеспечить учет интересов различных сторон, задействованных в процессе реформирования бухгалтерского учета, на сегодняшний день практически отсутствуют специалисты в области международного учета.

Решение о проведении реформы бухгалтерского учета принималось Правительством более года назад, до августовского кризиса 1998 года. Тогда многие аспекты этой проблемы выглядели несколько иначе: например, в качестве одной из определяющих причин необходимости внедрения международных стандартов учета называлась потребность предприятий в инвестициях, в том числе путем выпуска на рынок ценных бумаг.

Сегодня практически никто всерьез не рассматривает рынок ценных бумаг в качестве движущей силы реформы бухгалтерского учета в связи со слабостью самого рынка. Однако при этом не надо забывать, что, хотим мы этого или не хотим, но в результате экономической политики предыдущих лет в стране сложился класс инвесторов - акционеров, возникших в результате приватизации, владельцев акций и паев инвестиционных фондов, институциональных инвесторов - фондов, банков. Все эти категории инвесторов имеют свой т.н. "непрямой", косвенный интерес в предприятиях, реализуемый посредством получения дивидендов либо процентов по долговым обязательствам. И всем им необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или не полученный) ими дивиденд (процент) - это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а не его учетной политики, подстроенной под интересы налогообложения и не учитывающей потребности инвесторов. Такую уверенность может дать только соблюдение предприятием правил учета, признанных мировой практикой в качестве инструмента предоставления достоверной финансовой информации.

Вспомним недавнюю историю с Газпромом, который не заплатил ни копейки дивидендов за прошлый год исключительно благодаря российским правилам учета займов, полученных в иностранной валюте, согласно которым курсовые разницы, возникшие в связи с резким обесценением российского рубля в августе 1998 года, были признаны в качестве убытков отчетного года. Согласно международным стандартам учета убытки от переоценки валютных долгов, взятых на приобретение долгосрочных активов, не относятся немедленно на убытки отчетного года, а постепенно капитализируются в качестве составной части затрат на приобретение данных активов. Таким образом, при использовании рыночных механизмов учета Газпром по итогам прошлого года показал бы прибыль (которая в реальности у него была), и акционеры получили бы свою долю в виде дивидендов.

Конечно, у большинства компаний в случае перехода на учет в соответствии с МСФО картина была бы противоположная - прибыльные компании стали бы убыточными в результате признания всех понесенных расходов. Однако конечная цель реформы бухгалтерского учета состоит не в том, чтобы из прибыльных предприятий сделать убыточные или наоборот, а в том, чтобы пользователи финансовой информации могли на ее основе принимать экономические решения.

Таким образом, необходимость перехода от действующих правил учета к более прогрессивным, основанным на международных подходах, остается, независимо от кризиса на финансовом рынке. Однако возможности для такого перехода после августа 1998 года поменялись: для подавляющего большинства предприятий перспективы привлечения ресурсов на фондовом рынке, тем более международном, стали более чем туманными. В связи с этим ожидать от российских компаний инициативы в отношении раскрытия информации по цивилизованным стандартам не следует. Следовательно, государству необходимо более четко определить приоритеты в области реформы бухгалтерского учета, применять дифференцированный подход к различным предприятиям в зависимости от их положения на рынке, финансовой позиции и интересов участников рынка. Так, узкому кругу очень крупных предприятий-эмитентов целесообразно переходить на международные стандарты в оригинале, остальные могут пользоваться российскими ПБУ, которые тем не менее необходимо разрабатывать на основе МСФО.

С нашей точки зрения, необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

  1. предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов по бухгалтерскому учету с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам финансовой отчетности;
  2. пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности таким образом, чтобы в ее состав входили специалисты по международному учету, и без ее одобрения ни один нормативный документ, разрабатываемый в ходе реформы бухгалтерского учета, не мог быть принят Минфином России;
  3. поручить Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы на предмет соответствия международным стандартам финансовой отчетности и внести необходимые изменения с целью устранения несоответствий;
  4. внести соответствующие изменения в Программу реформирования, предусматривающие в качестве обязательного условия для принятия проекта положения по бухгалтерскому учету Минфином России наличие положительного заключения международных экспертов (Комитета по МСФО, Международного центра по реформе бухгалтерского учета) на соответствующий проект.

Кроме того, реализация любой программы такого масштаба требует привлечения значительных средств. Установленный в Программе двухлетний срок на проведение всех основных мероприятий по реформе учета мог быть выполнен только при условии привлечения огромных ресурсов, как финансовых, так и людских, поскольку предполагаемая работа охватывала всю систему учета в практическом, теоретическом и образовательном аспектах

Необходимо срочно рассмотреть вопрос о возможных источниках финансирования, в частности, о возможности привлечения средств международных организаций-доноров. В противном случае к процессу реформирования будет невозможно привлечь специалистов, имеющих квалификацию в области международного учета, а также организовать эффективное обучение бухгалтерских кадров.

 

 

Реклама: