Letyshops

Инвестиции в информационные технологии. Проблема выбора системы

Хомякова Г. Е.
Центр Исследований Экономических систем "Бизнес-Программы-Сервис"

Конференция "Роль аналитика в управлении предприятием"Москва, 29 июня 2001 года

Тенденции рынка финансово-экономического ПО

Менеджер любой компании понимает, что эффективное управление фирмой невозможно без использования информационных технологий. Десятилетний опыт исследования рынка финансово-экономического программного обеспечения позволяет определить основные тенденции спроса и предложения.

Если в начале 90-х годов большой популярностью пользовалось бухгалтерское и торгово-складское программное обеспечение, то в настоящее время этот спрос в основном удовлетворен. Сегодня более важно обеспечить менеджеров предприятия всей информацией, необходимой для эффективного принятия управленческих решений.

Термины и функции, которые не были востребованы в начале 90-х годов, сейчас стали привычными: маркетинг, логистика, управленческий учет, финансовый анализ, бюджетирование, оценка инвестиционных проектов и т. п.

Казалось бы, предложений на рынке автоматизированных финансово-экономических систем в избытке. Мы знаем сотни программ, которые в той или иной степени решают отдельные вышеперечисленные задачи, и десятки крупных систем, которые обеспечивают все названные функции.

Когда речь заходит о возможности (необходимости) спроектировать автоматизированную модель управления предприятием, появляются новые термины. В России идут дебаты, какой из них употреблять: корпоративные информационные системы (КИС) или корпоративные системы управления (КСУ).

Западные аналитики ввели обозначения, прикрепленные к определенным стандартам (MRP, MRPII, ERP и т. п.). Российские разработчики взяли на вооружение готовые термины и, на наш взгляд слишком поспешно, декларируют о соответствии своих продуктов тому или иному международному стандарту. При этом вряд ли кто-нибудь из них возьмется доказать истинность таких деклараций.

Когда к нам приходит клиент и просит подобрать систему ERP (MRP, MRPII) для автоматизации управления предприятием, наши консультанты, прежде всего, выясняют, какие требования он предъявляет к этой системе.

Чаще всего, клиент не может четко сформулировать необходимые требования, а термин услышал на последнем семинаре по автоматизации. Во время дальнейшей беседы или обследования предприятия выясняется, что ему вообще не нужна именно ERP- или MRP-система.

Выбор ФЭС - отдельный проект

Задачи, которые решает эксперт при подборе ФЭС, сродни задачам аналитика предприятия, разрабатывающего инвестиционный проект.

Методика работы с клиентом и подбора ФЭС для автоматизации управления на конкретном предприятии строго структурирована и опробована в течение последнего десятилетия на примере многих компаний. Она состоит в следующем.

Мы предлагаем несколько видов работ:

  • аналитические обзоры;
  • аналитические справки и экспертные заключения;
  • тендер.

Они отличаются друг от друга степенью погружения в конкретную проблему.

Клиент выбирает необходимый ему вид работы. В зависимости от выбора, либо он сам заполняет экспресс-опросник, либо наши эксперты обследуют предприятие с целью определить, насколько оно готово к автоматизации.

1 этап. Анализ показателей:

  • инициатор проекта и его значимость на предприятии;
  • виды деятельности;
  • группы интересов;
  • группы влияния;
  • стиль предприятия;
  • морально-психологический климат;
  • организационно-штатная структура.

По результатам исследования дается предварительная оценка готовности предприятия к внедрению системы.

2 этап. Сбор конкретной информации:

  • изучаются существующие бизнес-процессы и степень их формализации;
  • выявляются задачи, подлежащие автоматизации;
  • оценивается уровень знаний специалистов компании в области информационных технологий;
  • выявляются "узкие" места;
  • определяется потенциально возможный уровень автоматизации и т. п.

По результатам 2-ого этапа корректируется представление о готовности предприятия к автоматизации.

Работы по подбору ФЭС могут быть остановлены на любом этапе, если обе стороны сочтут их нецелесообразными.

Если компания признана готовой к автоматизации, разрабатывается ряд показателей и критических факторов, по которым ведется отбор систем.

Методика отбора, обзор решений

Методика отбора состоит из трех этапов.

1 этап: метод исключения. Собирается информация обо всех ФЭС и фирмах - потенциальных поставщиках решений. По определенным ранее критическим (исключающим) факторам ведется фильтрация на соответствие ФЭС или фирмы хотя бы одному фактору. В результате прохождения через это "крупное сито" остаются, как правило, не более 10-20 фирм-поставщиков.

2 этап: метод предпочтений. Осуществляется сравнительный анализ по ряду разработанных ранее показателей. Сумма положительных показателей выводит 2-3 (иногда 4) фирмы в "финал".

3 этап: процесс принятия окончательного решения. Если проводятся тендерные торги, тендерный комитет, предлагает лидерам отбора выполнить ряд работ. По результатам выполнения дается окончательная оценка.

В другом случае наши эксперты представляют рейтинги фирм-поставщиков и предлагают клиенту самостоятельно сделать окончательный выбор.

Рейтинг фирм выстраивается для конкретного проекта, исходя из конкретных задач.

Для обзора решений можно использовать два варианта.

1 вариант - по классификатору международной терминологии:

  • условное деление на классы: крупные, средние и мелкие предприятия;
  • в выбранном классе соответствие автоматизированной системы международному стандарту: MRP, MRPII, ERP, CRM и т. п.

2 вариант - по классификатору Х конкурса ФЭС "Бизнес-Софт 2001":

  • информационно-справочные системы;
  • автоматизация бухгалтерского учета;
  • автоматизация экономического анализа;
  • автоматизация планирования, управления, маркетинга;
  • автоматизация работы с кадрами;
  • документооборот;
  • комплексные системы автоматизации управления;
  • специализированные отраслевые решения.

 

 

Реклама: