Международные стандарты - как женский баскетбол
Исаак Хант
Выступление специального уполномоченного Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Исаака Ханта мл. (Isaac C. Hunt Jr) в Школе права Университета Техаса на 22-й ежегодной конференции по регулированию рынка ценных бумаг и коммерческому праву, 17 февраля 2000 года
Введение
Добрый вечер. Спасибо за приглашение принять участие в 22-й ежегодной конференции по регулированию рынка ценных бумаг и коммерческому праву. В утренних выступлениях вы слышали мнения о влиянии Интернета на процесс размещения ценных бумаг и связи с акционерами. Интернет - это очень занимательное явление, по-прежнему приносящее много нового и инвесторам, и эмитентам, и регулирующим организациям. В основе этого явления лежит недавно обретенная возможность за несколько секунд рассказать о себе огромному числу людей по всему миру. Эта возможность создала новые перспективы для инвесторов, новые источники капиталов - для эмитентов и новые проблемы - для организаций, занимающихся регулированием фондового рынка.
Сегодня я мог бы поговорить о влиянии технологий на нашу систему регулирования рынка ценных бумаг, но вместо этого решил обратиться к другой теме, часто привлекающей мое внимание - к спорту.
В июне 1998 года мы стали свидетелями замечательного события в истории американского спорта - открытия первого регулярного сезона женской Национальной баскетбольной ассоциации (Women's National Basketball Association - WNBA). Я мог бы долго говорить о своем восхищении этой лигой, однако сегодня уделю основное внимание правилам игры. Мысленно готовясь воспринимать еще одно спортивное зрелище, я размышлял об установлении нынешних официальных правил WNBA. Ведь в профессиональном баскетболе на национальном уровне традиционно преобладали мужчины. Каким образом можно играть в женский профессиональный баскетбол так, чтобы мы, спортивные болельщики, получали от него не меньшее удовольствие, чем от мужского, но при этом были учтены физические различия, существующие между полами? Тем не менее, WNBA состоялась и, на мой взгляд, преуспела в создании новой формы спортивного зрелища.
WNBA служит примером конечного результата, к которому стремится придти Комиссия в отношении международных стандартов финансовой отчетности, используемой при регистрации выпусков ценных бумаг зарубежных эмитентов. Вчера Комиссия утвердила для публикации концептуальный документ, приглашающий к обсуждению правил игры в форме бухгалтерских стандартов, которые могут быть использованы в процессе размещения капитала на мировых рынках. Сегодня я хотел бы уделить несколько минут обсуждению этих правил, но сначала позвольте сказать то, что вы, как мне кажется, уже знаете: точка зрения, излагаемая мною здесь, - это моя собственная точка зрения, и она необязательно отражает взгляды Комиссии, других специальных уполномоченных или сотрудников Комиссии.
Как оценить предлагаемые стандарты?
Мне кажется, что самым сложным аспектом разработки стандартов учета для международного использования является само создание этих стандартов. Подозреваю, что то же самое относилось и к официальным правилам WNBA. В обоих случаях требуется честно признать и попытаться преодолеть имеющиеся расхождения, чтобы достичь высококачественного результата. Для WNBA это означает установление правил, отличных от правил NBA (игра идет другим мячом, трехочковая линия находится ближе к кольцу, а игровые интервалы - короче).
В отношении международных стандартов финансовой отчетности самый первый и самый трудный шаг уже сделан. С 1972 года Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) продвигался к созданию базового множества стандартов для международного использования. В 1999 году КМСФО завершил эту работу, и теперь уже Комиссии и аналогичным регулирующим организациям по всему миру предстоит дать оценку приемлемости этих стандартов.
Высказавшись в 1996 году в поддержку разработки международных стандартов финансовой отчетности, Комиссия указала, что прежде, чем она примет эти стандарты в США, ей нужно будет оценить, действительно ли их применение приведет к установлению такой же степени прозрачности, надежности и сопоставимости, которая в настоящее время есть у инвесторов благодаря использованию GAAP США. Начиная с 1998 года, когда КМСФО объявил о скором окончании работы над базовыми стандартами, сотрудники Комиссии постоянно обращаются к представителям бухгалтерской профессией с просьбой помочь в проведении оценки. Однако концептуальный документ, утвержденный вчера Комиссией, побуждает нас обсудить вопросы, касающиеся не только качества самих стандартов.
Появление документа свидетельствует о том, что оценка качества множества международных стандартов финансовой отчетности является только одним из факторов, влияющих на мнение Комиссии по поводу перехода на эти стандарты в США. Что же еще необходимо, кроме всеобъемлющего и надежного множества стандартов? Давайте подумаем, что могло потребоваться WNBA для проведения игр, помимо официальных правил. Подозреваю, что ассоциации пришлось предусмотреть создание объективного механизма внесения изменений в правила для улучшения качества игры. Ей также пришлось реалистично оценить наличие талантливых игроков, как имеющихся, так и находящихся в стадии становления, необходимых для превращения профессионального женского баскетбола в конкурентоспособный вид спорта. Мне кажется, что WNBA пришлось также подумать о том, сможет ли она привлечь опытных тренеров и судей, которые сделают игру настоящей и обеспечат ее справедливость. Наконец, ей пришлось обсудить механизмы, обеспечивающие соблюдение правил игры.
В настоящее время перед Комиссией, изучающей вопрос о глобальной гармонизации стандартов учета, стоит та же дилемма. Какие еще элементы, помимо стандартов, необходимы для создания такой схемы международного бухгалтерского учета, которая бы обеспечила американским инвесторам уровень раскрытия информации, надежности и правовых гарантий, сопоставимый с уровнем, обеспечиваемым правилами GAAP США? Публикуя свой концептуальный документ, Комиссия стремится узнать мнение общественности, что должно помочь ей определиться с ответом на данный вопрос.
А теперь я хотел бы подробнее остановиться на нескольких положениях концептуального документа, относящихся к общемировым стандартам учета.
Нужна компетентная организация по установлению стандартов
Как и WNBA два года назад, международные стандарты финансовой отчетности находятся сейчас в стадии своего становления и являются, по большей части, непроверенными. Практически невозможно предсказать с какой-либо степенью точности действенность этих стандартов после их внедрения. Однако есть все основания утверждать, что они потребуют интерпретации, пояснений и пересмотра. В отношении внутреннего учета в США эта функция возложена на Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board - FASB). Все говорит о том, что для осуществления аналогичных действий в области международных стандартов потребуется наличие международной организации по установлению стандартов.
Кто будет выполнять указанные функции? Каким уровнем знаний и опыта должны обладать эти люди? Какие страны они должны представлять? Данные вопросы стали предметом жарких споров на международной арене. Я знаю, что КМСФО недавно предложил план по изменению своей организационной структуры. Этот план предусматривает появление совета попечителей, который будет контролировать деятельность организации и ее руководства. Попечители будут также отвечать за назначение членов КМСФО, которые и станут заниматься установлением стандартов, причем критерием отбора должны служить знания и опыт в области специализации (описанная структура похожа на структуру FASB).
Концептуальный документ Комиссии - это попытка наладить открытый диалог о том, насколько важной на международной арене является функция установления стандартов и до какой степени следует учитывать состав и компетентность организации по установлению стандартов при обсуждении вопроса о переходе на МСФО в США. В документе задается вопрос, должно ли принятие международных стандартов финансовой отчетности зависеть от состава и компетентности организации по установлению стандартов. Это непростой вопрос, но его необходимо решить, прежде чем Комиссия будет готова к принятию международных стандартов финансовой отчетности.
Важность эффективного аудита
Когда в WNBA состоялась первая игра регулярного сезона, то ее, конечно, судили арбитры. Но могли ли они принимать верные решения в новой игре, используя непроверенные правила? Концептуальный документ Комиссии ставит тот же самый вопрос в связи с деятельностью аудиторов, проверяющих финансовую отчетность, составленную по международным стандартам. Аудит на уровне отдельных стран традиционно осуществлялся в соответствии с национальными стандартами, которые затрагивали такие аспекты, как системы контроля качества и повышение квалификации в фирмах, имеющих право проводить аудиторские проверки.
Однако глобализация толкает аудиторские фирмы на штурм международных высот. Каким образом будет удовлетворена потребность в аудите, когда финансовая отчетность начнет составляться в соответствии с новыми и непроверенными международными стандартами? Как будет реализовано повышение квалификации и контроль качества в отношении международного аудита? Какой уровень гарантий должен быть получен Комиссией в отношении аудита на международной арене, прежде чем она сможет приступить к рассмотрению вопроса о переходе на международные стандарты?
Я не знаю ответов на эти вопросы, однако они могут быть известны тем, кто уже имеет опыт работы с международными стандартами финансовой отчетности. Составители концептуального документа надеются воспользоваться подобным опытом. Они хотят получить информацию о решении таких задач, как согласование с GAAP США и аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с зарубежными стандартами.
Адекватное регулирование
Как и NBA, WNBA имеет специальные механизмы по обеспечению соблюдения своих правил. Например, ассоциация может дать право на свободные броски пострадавшей команде, удалить игроков с поля за неспортивное поведение и наложить денежные штрафы. В рамках своей контрольной деятельности SEC наделена полномочиями обнародовать и требовать соблюдения стандартов учета, используемых при регистрации выпусков ценных бумаг в США. Хотя SEC, как правило, полагается на FASB в обнародовании стандартов учета, мы прилагаем активные усилия, требуя соблюдения этих стандартов при помощи специальных мероприятий. Комиссия может также пресекать деятельность бухгалтеров, нарушающих профессиональные нормы в областях, подконтрольных SEC. Если переход на международные стандарты состоится, то потребуется ли рынкам глобальный контроль со стороны регулирующих организаций, чтобы обеспечить правильное применение этих стандартов? Какие виды санкций будут доступны для защиты процесса привлечения капиталов от бухгалтерских злоупотреблений на международной арене?
На практическом уровне Комиссии придется рассмотреть вопрос о том, как переход на международные стандарты финансовой отчетности может повлиять на способность SEC выполнять свои функции по обеспечению соблюдения стандартов. Например, если иностранные эмитенты, регистрирующие свои ценные бумаги в США, станут использовать международные стандарты, то сможет ли Комиссия получать все документы, касающиеся аудита отчетности, если часть из них будет находиться за пределами США? Следует ли Комиссии принять дополнительные меры, чтобы гарантировать свой доступ к документам, которые могут находиться в другой стране, и следует ли ей по-прежнему полагаться на сотрудничество, существующее с некоторыми, но не всеми, регулирующими органами иностранных государств?
Заключение
Концептуальный документ Комиссии по международным стандартам финансовой отчетности - это попытка начать честную и продуктивную дискуссию по стратегическим проблемам, требующим решения, прежде чем Комиссия рассмотрит приемлемость международных стандартов финансовой отчетности для США. Конечно, в идеальном мире международные стандарты должны опираться на сильные организационные механизмы, работающие с ними в одной связке для достижения высокого качества. Каждая страна, принимающая эти стандарты, должна обеспечить надежный контроль регулирующих организаций за последовательным применением этих стандартов. Необходим качественный аудит, как национальный, так и международный. Организация по установлению стандартов должна обладать достаточной компетентностью, чтобы занимать последовательную позицию и вносить необходимые корректировки.
Однако, я думаю, все согласятся с тем, что сегодня нам еще далеко до такой гармонии. Комиссии предстоит решить, насколько близко мир должен подойти к описанному устройству, прежде чем США перейдут на международные стандарты. Комиссия также должна рассмотреть вопрос о том, как долго наши рынки смогут обеспечивать ликвидность, если американские инвесторы все чаще будут вкладывать капиталы в иностранные ценные бумаги, не присутствующие на рынках США.
Хотя я настоящий спортивный болельщик, целью моего сегодняшнего выступления было обратить ваше внимание на развитие международных стандартов финансовой отчетности и побудить вас прочитать посвященный этому вопросу концептуальный документ Комиссии. Меня очень беспокоит, что международным стандартам, кажется, уделяют больше внимания за границей, нежели в США. Об этом свидетельствует относительно небольшое число специалистов по составлению финансовой отчетности и участников рынка, пришедших на вчерашнее открытое заседание Комиссии.
Наши компании, наши специалисты по ценным бумагам и наши инвесторы обязаны, на мой взгляд, откликнуться на проект по созданию международных стандартов финансовой отчетности. Иностранная конкуренция вокруг американского капитала вызывает серьезные опасения. Наши инвесторы заслуживают того, чтобы принимать решения о выделении своих финансовых ресурсов зарубежным претендентам на основе более качественной информации. Наша экономика обязана на равных бороться за эти финансовые ресурсы. Правила игры в глобальное размещение капитала вырабатываются сейчас. Концептуальные ограничения, в рамках которых эта игра будет проводиться, также устанавливаются сейчас. Я призываю вас изучить концептуальный документ, опубликованный Комиссией, и предоставить ей свои комментарии. Я думаю, что глобальная конвергенция наших рынков неизбежна и наши нынешние стратегические решения могут определить экономическую мощь нашей страны в будущем.
И последнее, что я хотел бы сказать: Вперед "Кометы"!