"Русский в гараже": подлинное будущее России
Тревор Ганн
Заместитель директора BISNIS при Департаменте Коммерции США, адъюнкт-профессор CERES
"Скромные герои" ИТ
Найти их непросто. Они не мелькают в ежедневных СМИ, зато работа у них кипит. Они - российские новаторы и предприниматели, которые часто держатся в тени, стремясь оправдать ожидания "своего круга" и клиентов, непрерывно лавируя между ударами государства и бессмысленными препонами бюрократов.
Да, они трудятся за деньги, но у них есть и более высокая цель - создание подлинно новой России.
Таковы "русские в гараже": работа без устали, чудеса предприимчивости, желание встать на ноги и поднять российскую корпоративную культуру на более высокий уровень. В то же время они постоянно ощущают опасность, которая угрожает их интеллекту и бизнесу из-за двери "гаража".
Что будет с российской экономикой в недалеком и отдаленном будущем? В чем она преуспеет через 5, 10, 15 лет и в какой области окажется позади других крупнейших экономик?
Что и говорить, в такой огромной и непредсказуемой стране, как Россия, никто не знает точных ответов, пока история не расставит все по своим местам. А пока, поместив под микроскоп одну малоизвестную отрасль, можно разглядеть не только, куда идет Россия и каковы ее преимущества в конкурентной борьбе, но и образцы нового мышления, которое редко признается на Западе.
Многие из этих примеров известны: IBS, Jet Info Systems, IT, Spirit Corporation, Paragraph, Московский центр SPARC технологий. Однако тысячи им подобных укрываются в "гаражах", создавая идеи и концепции и пытаясь защититься от проблем, которые хорошо знакомы западным предприятиям, работающим в России.
История важна, но это только история
Говоря о России, пресса и научный мир много внимания уделяют настоящему и прошлому страны. Таким образом можно выявить только агонию старых отраслевых связей, безнадежные долги, закрытые, часто коррумпированные, корпоративные структуры, бестолковый (даже при переводе в стандарты IAS или GAAP) бухучет.
Прошлое важно для понимания нынешнего состояния экономики и делового климата в России, но часто мешает разглядеть быстро возникающие тенденции.
Новаторство и предпринимательство
Российским предприятиям присуще инстинктивное стремление "выжить". Можно ли в этих условиях говорить о новаторстве и предприимчивости?
Российско-американская компания Cybiko (Иллинойс) вывела на рынок одноименный компьютер и намерена предложить следующему поколению новые беспроводные PDA типа GameBoy. Устройства по цене 99 долларов уже поступили в американские магазины, в том числе Best Buy и CompUSA.
Критичные наблюдатели отмечают существенное различие между российскими и индийскими профессионалами в области ИТ. Индийские программисты хорошо выполняют порученную работу; российские обычно делают больше и лучше, потому что им это "в кайф".
Как пример можно привести Лабораторию Касперского, которая на удивление последовательно и комплексно разрабатывает и реализует деловые концепции и творческие идеи.
Покажите мне деньги? Нет! Покажите мне работу!
Мы привыкли, что российские руководители (возможно, по ошибке) просят денег, представляя сомнительные отчеты, и в то же время не одобряют активного участия западных партнеров в управлении инвестициями.
В сфере ИТ от партнеров не требуют слепо верить в компанию с невразумительными показателями, которая (может быть) принесет плоды через годы.
Анатолий Карачинский, основатель российской фирмы IBS, сказал потенциальному американскому инвестору и гуру информатики Эстер Дайсон (Esther Dyson) из EDventure: "Я не позволю вам инвестировать в мою фирму, если у меня нет хорошей репутации" (парафраз).
В этих словах отразились ростки мировоззрения, при котором репутация и успехи занимают то место, на котором им следует быть: перед серьезными переговорами с западными партнерами и инвесторами.
Продолжение в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #146