Бухгалтерский учет и электронная коммерция
Деннис Хоулет
Я обсуждаю тему электронной коммерции с поставщиками бухгалтерского программного обеспечения и системными интеграторами. Хотя эти компании находятся иногда на разных концах спектра, всем кажется очевидной одна мысль - бухгалтерские системы станут ядром приложений электронной коммерции 21-го века. Вспомнив, что финансовые директора традиционно являются хранителями ключей от информационных технологий, мне пришло в голову, что такое развитие событий превратит финансовую службу в центр компании, поставив многих в крайне затруднительное положение.
Если компания должным образом подготовилась к внедрению электронной коммерции, то этот шаг затронет все аспекты ее деятельности. Не думайте, что будет достаточно создать Web-сайт, поместить на него приложение для размещения заказов с поддержкой каталогов и понадеяться на лучшее. Как только внешние и внутренние пользователи увидят то, что вы сделали, окажется, что они еще вчера хотели получить больше функциональных возможностей. Финансовым директорам, отвечающим за принятие решений, предстоит не раз делать сложный выбор и в кратчайшие сроки освоить много новых вещей. Джим Холинчек (Jim Holincheck) из Giga Group говорит, что существует одно требование к интеграции приложений, которое он называет e-Agility ("быстрота адаптации в мире электронного бизнеса"). Это еще одно слово, начинающееся с ▒e-', но в данном случае оно уместно. Розмари О'Махони (Rosemary O'Mahoney), партнер в Andersen Consulting, говорит о проницательности людей, ответственных за принятие решений, которые выкинули учебник менеджмента Друкера (назовите своего любимого автора) и занялись поисками свежих талантов.
Хотя эти идеи представляются плодотворными в отношении повседневной деятельности, я считаю, что существует еще несколько фундаментальных проблем, которые стоит рассмотреть. Я уже давно полагаю, что информационная служба ставится в невыгодное положение - я это знаю и кое-что испытал на себе. Важность налаживания взаимоотношений между информационной службой и остальной компанией явно недооценивается. К примеру, недавнее исследование, проведенное Yankee Group, высветило грустный факт, что только в 10% британских компаний информационная служба представлена в совете директоров.
Финансовые директора могут многое сделать, чтобы разрешить эту проблему, поскольку именно им понадобится разбираться с электронными закупками, XML, XSL, автоматизацией продаж и оптимизацией планирования спроса. Эти термины пока могут казаться незнакомыми, но завтра они станут столь же привычными, как термин ERP сегодня. Финансовым директорам будет нужна информационная служба, но не в качестве водопроводчиков, а в качестве организации, вносящей свой позитивный вклад в деятельность компании.
Примеры уже существуют. В France Telecom действует информационный отдел, который занимается оценкой предложений по внедрению информационных технологий, стараясь вместе с компанией обосновывать и заранее оговорить условия предоставления своих услуг. Конечно, руководители информационного отдела и финансовой службы не ходят по офису, держа друг друга под руки, но, по крайней мере, очень невелика вероятность того, что сотрудник финансового отдела в France Telecom споткнется об устаревший акроним из трех букв.
Если вы считаете, что в будущем мире электронной коммерции главный акцент будет сделан на совместной работе множества клиентов и множества поставщиков, то почему бы вам не начать реализацию этой идеи со своей компании? Я призываю все организации, считающие информационную службу не просто центром затрат, серьезно рассмотреть возможность назначения "царя" по вопросам электронной коммерции (e-Czar). Совсем необязательно, чтобы им стал технический специалист из информационной службы, но такой человек должен быть энергичным и готовым учиться, служа каналом связи между информационной службой и компанией. Вы согласны со мной, или я просто еще один "сумасшедший компьютерщик"?