Открытая модель деятельности
Автоманов С.А., Попов А.Е.
вице-президент и президент компании "Эллай", Россия
Начало в выпусках: #89
Платформа открытых моделей
В конце 1995 года была создана программа обработки правил, тот самый "интерпретатор". Его предназначение - обеспечивать построение в нужное время нужного алгоритма как цепочки правил; пополнять состав и редактировать содержание компонентов открытых моделей.
Инструменты платформы представляют собой набор программных объектов, отличающихся между собой только записанным в их код начальным набором понятий и правил. Это позволяет создать требуемое разнообразие моделей предприятий. Сегодня платформа состоит из почти 200 таких программных объектов. Они однозначно определяют границы разнообразия моделей финансовой и хозяйственной деятельности предприятий.
Библиотека программных объектов платформы создана в период с 1995 по 1998 годы по результатам пилотных проектов на таких предприятиях, как:
- предприятия регионального снабжения (УРС и ОРС, поставки газа по ж/д - сложно организованный материальный поток от поставщиков и оптовых баз до розничной сети);
- дистрибьюторы продуктов питания (ограничение годности), фармпрепаратов (обилие регламентирующих правил), строительных материалов и мебели (сложное комплектование заказов);
- автотранспортные предприятия в составе ГОК (управление ремонтами, планирование заказов запчастей, контроль состояния персонала и большегрузных самосвалов);
- завод по производству фармпрепаратов (управление продажами).
Во всех пилотных проектах инструменты открытой модели применялись для управления предприятием, в том числе - для бухгалтерского учета, документарного сопровождения операций и получения финансовых, контрольных и других отчетов.
В течение 1998 года были проведены новые исследования, и платформа пополнилась "генератором инструкций", который в реальном времени по контексту автоматически преобразовывает входящий поток сложных заявок на обслуживание в поток заданий на простейшие работы. Платформа с таким генератором программируется на ходу пополнением или заменой набора технологических карт, содержащих логические схемы работ.
Экспериментально установлено, что с ростом разнообразия моделей ФХД разнообразие компонентов модели "ресурсы" и "операции" почти не растет, а вот разнообразие "правил" ничем не ограничено. Для управления финансами, материальным потоком, документами и персоналом требуются десятки тысяч простых правил. Для каждого случая разрабатываются и применяются новые правила, что обеспечивает гибкость открытой модели.
При вводе в платформу новой информации активизируется интерпретатор ("механизм логического вывода"), который либо расширяет структуру данных - и модель пополняется новым описанием ее компонента, либо выводит новое правило - и пополняется база правил. Обработка правил продолжается сверху вниз: от уровня терминов ФХД до уровня простейших правил организации связей в таблицах реляционной СУБД, где и хранятся данные и связи данных (логика).
Если новую информацию не вводить, интерпретатор останется в покое даже при обращении к нему за информацией, так как информация организуется и готовится для предоставления адресату каждый раз непосредственно после ее ввода. По запросу информация пересылается по доступному каналу связи на экран в текущем формате интерфейса.
Для обучения платформы созданы и прижились три полезных механизма. Первый поручает платформе запомнить текущее состояние модели в документе с гипертекстом. Второй механизм определяет в модели уникальное как типовое, а третий - по шаблону из типового создает уникальное. Напомню, что все действия с инструментами платформы осуществляются в терминах деятельности, так же, как общаются на предприятии люди.
Новые возможности
Создаваемые средствами платформы модели открыты к пополнению и изменению. Это позволяет совместить разработку проекта предприятия с созданием технологии, поддерживающей его деятельность, и построить процесс реформирования как процесс непрерывного развития предприятия, как непрерывную серию микро-проектов.
Теми же средствами независимые модели могут быть объединены в единую модель (например, мы обеспечивали технологическую поддержку слияния семи предприятий в одно). Также можно создать модель сверхкрупного предприятия, объединив результаты деятельности автономных групп консультантов.
Средствами платформы консультанты могут развивать ту же модель предприятия, что применяется руководителями в реальной деятельности. Через модели можно проверять и передавать знания консультантов об управлении. Рекомендации проверяются на реальной экономической информации, без предварительного упрощения.
Наполнив платформу правилами выполнения финансовых схем, можно автоматизировать рутинную часть работы бухгалтера, внутреннего контролера, финансового аналитика и представителей других профессий (например, при документарном сопровождении финансовых операций).
Платформа создана как обработчик правил выполнения финансовых и хозяйственных операций. Следовательно, в нее можно ввести, например, концепции MRP II, CSRP, SCM, CRM или JIT, и она станет управлять предприятием соответственно этим концепциям.
Области применения
Разработка проекта информационного компонента системы управления предприятием:
- инвентаризация наличных ресурсов;
- формальное описание управленческого опыта;
- аудит.
Управление развитием потенциала предприятия:
- поддержка стратегического планирования;
- поддержка оперативного планирования и бюджетирования;
- ситуационное управление проектами в реальном времени.
Управление предприятием:
- документарное сопровождение операций (потока работ);
- управление операциями (покупка, производство, продажи);
- управление проектами с общими ресурсами;
- бухгалтерский учет.
Новые концепции
В настоящее время меняются способы управления людьми. Вместо построения иерархий и принуждения административными методами современные коммерческие предприятия начали управлять мотивацией, а в скором времени ожидается массовый переход к управлению через построение модели деятельности людей.
Для реализации нового способа управления необходима технологическая платформа, позволяющая одной группе людей (в соответствии с общей целью и на основании накопленного до них технологического опыта) построить новую модель деятельности для другой группы и в дальнейшем оперативно управлять этой деятельностью.
Такой тип деловой культуры позволит лучше развивать и использовать потенциал знаний личности и коллектива, накапливать знания и наполнять ими общедоступную среду для скорейшего их распространения и использования.
В настоящее время реформирование предприятия - это либо его глубокая реорганизация с полной перестройкой рабочих процессов, либо череда "невидимых" улучшений. Применение открытой модели позволяет заполнить этот континуум и подойти к реформированию как к непрерывному процессу адаптивного развития деловой культуры.
Новая концепция предполагает совместное выполнение проекта руководством и внешними консультантами. Последние должны обеспечивать качество принимаемых руководителями предприятия решений и передачу соответствующих знаний в форме отчетов или технологий, готовых к применению.
Переход предприятия к развитию строится как процесс непрерывного повышения качества решений руководителей начиная с качества сбора и предоставления информации о деятельности предприятия для учета ресурсов и управления операциями. Процесс взаимодействия с внешними ресурсами со временем преобразуется во внутренний процесс предприятия.
Реформа предприятия строится как адаптивный процесс, как последовательность связанных инвестиционных проектов. Для каждого микро-проекта нормальным должно стать обсуждение с акционерами, инвесторами и банками условий достижения окупаемости проекта.
Темпы развития общества можно измерить скоростью распространения в нем знаний, готовых к немедленному применению. Сегодня обсуждаются проблемы перехода от индустриального общества к информационному, и следует ожидать скорого появления темы инновационного общества.
В таком обществе исследователи и разработчики будут продавать знания в форме технологий и публиковать их в инфраструктуре инноваций. Нам надо быть готовыми предоставить им такую возможность и тем самым способствовать развитию уровня жизни в обществе. Для этого знания следует формально описать в платформе стандартными терминами. Сегодня так развиваются языки общения и письменность.